Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака рассказывает, как отвечать на вопросы детей о смерти, какие чувства испытывают дети, столкнувшись с таким опытом, и как вести себя взрослым.
Рано или поздно все дети задают вопросы о смерти. Ребёнок сталкивается с ней на улице, увидев мёртвую птицу или бабочку, при чтении сказок, а также с реальным событием в своей жизни. Родителей вопросы ребёнка ставят в тупик: зачастую взрослые не знают, как правильно говорить на эту тему.
Надо ли отвечать на вопросы ребёнка? Однозначно да. Ведь ребёнок всё равно получит эту информацию или будет её додумывать, опираясь на свой ещё совсем небольшой жизненный опыт. А неожиданно столкнувшись с реальной смертью близкого, будет совсем не готов к произошедшему.
Отношение к смерти у детей в разном возрасте развивается по-разному.
- В возрасте 3–5 лет ребёнок задумывается о смерти, но считает, что она не бесконечна, а похожа на сон или путешествие.
- В 6–9 лет дети понимают, что смерть окончательна, но не применяют этого к себе.
- С 10 лет ребёнок начинает осознавать, что сам смертен и задумывается о том, что будет, если его самого вдруг не станет.
Когда лучше начать разговор о смерти и как говорить об этой деликатной теме?
- Говорить с ребёнком на эту тему надо лишь тогда, когда он сам задал вопрос. Но, если случилась потеря, а вопросов не поступает, то можно попробовать начать разговор взрослому. Но не настаивайте, если ребёнок разговор не поддержал.
- Беседуйте в спокойной обстановке, когда никто никуда не спешит и не занят другим делом.
- Постарайтесь создать телесный контакт во время разговора. Так ребёнок будет чувствовать себя в безопасности
- Ориентируйтесь на возраст и опыт ребёнка. Рассказывайте ему столько, сколько он может воспринять. Не стоит описывать всех подробностей.
- Говорите прямо, как есть. Не надо говорить о том, что умерший уехал, ушёл. Так ребёнок будет его ждать. Если вы скажете, что человек уснул крепким сном, то у ребёнка может появиться страх темноты и сна.
- Если ребёнок задаёт вопрос на протяжении долгого времени, наберитесь терпения и отвечайте столько раз, сколько это необходимо.
В случае утраты близкого, родителям необходимо знать, что реакции детей на смерть проявляются не так, как у взрослых. Переживание горя ребёнком может быть скачкообразно и проявляться по-разному. У детей дошкольного возраста может наблюдаться регресс в развитии, непослушание, отстранение, изменение режима питания и сна. В младшем школьном возрасте могут появиться проблемы с учёбой и поведенческие проблемы, трудности в концентрации внимания, а также страх школы. Подростки же могут переживать депрессию, проблемы общения со сверстниками, проблемы в обучении, а также появление нежелательного поведения.
Родителям важно следить за состоянием и поведением своих детей, а также помнить, что дети, как и взрослые, переживают все стадии горевания: шок (отрицание), гнев (чувство вины), торг или желание договориться, депрессию, принятие.
Приглашаем вас в библиотеку познакомиться с книгами по данной теме.
![]() |
Амели Фрид Бруно впервые сталкивается со смертью любимого и близкого человека – дедушки. У мальчика возникает очень много вопросов: «Кто утешает взрослых, когда они плачут?», «Где дедушка теперь?», «Что такое «душа»?». |
Книга поможет рассказать о чувствах и эмоциях, которые проживает мальчик, столкнувшись с новым для него опытом. Сначала это интерес, ведь дедушка в чёрных туфлях, а значит, в костюме. А почему он в костюме? Затем следуют тревога, злость, гнев и грусть. И только спустя большое количество времени происходит принятие произошедшего.
![]() |
Анджела Нанетти Повествование ведётся от лица главного героя произведения – мальчика Тонино, который рассказывает о своей семье, о своей жизни, делится своими переживаниями и воспоминаниями. Впервые Тонино сталкивается со смертью близкого человека – бабушки, которую он очень любил. Мальчик столкнулся с непониманием всего происходящего, но дедушка смог его успокоить и объяснить некоторые вещи. |
После смерти бабушки Тонино вместе с дедушкой продолжают заботится о гусыне – любимице бабушки и вишне, которая была посажена в честь рождения мамы главного героя. Когда не стало дедушки, Тонино бережно хранил память о дорогих и близких ему людях, а также заботился о той самой вишне, с которой связано много воспоминаний из детства.
![]() |
Ирина Зартайская Маленький Зайка жил в большой и дружной семье с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братьями и сёстрами.Несмотря на свой преклонный возраст, дедушка рассказывал Зайке много интересных и удивительных историй. А малыш с таким удовольствием их слушал, что даже не хотел играть с остальными зайчатами. |
Однажды утром Зайка не нашел дедушку в его комнате. Как близкие объяснили Зайчонку, что произошло с дедушкой и как поддерживали малыша, вы узнаете, прочитав книгу.
![]() |
Наталья Городецкая Главный герой книги, Алёша, очень любил приезжать в гости к прабабушке в деревню и с нетерпеньем ждал этих поездок. Где же ещё можно кормить кур, научиться доить корову и попить чай из настоящего самовара? В деревне мальчику было хорошо, уютно и спокойно: от бабули пахло свежим хлебом и молоком, у неё была очень мягкая перина, а во дворе жил пёс Полкан, с которым они были друзьями. |
Однажды не стало верного Полкана. Лёша очень переживал, но бабушка смогла найти подходящие слова. А на те вопросы, которые задавал мальчик о смерти, отвечала очень мудро. Спустя какое-то время ослабла и заболела сама бабуля, а Алёша вместе с мамой ухаживал за ней до бабушкиной смерти. Прочитав книгу, вы узнаете, как мальчик воспринял известие о смерти родного человека, какие вопросы он задавал взрослым и как взрослые на них отвечали.
![]() |
Татьяна Григорьян Маленькая девочка вспоминает своё детство, которое провела с любимой бабушкой. А сколько светлых и тёплых воспоминаний осталось в её памяти! Бабушка пела песни, когда выходила в огород, вместе с внучкой они собирали травы, кормили ягнёнка, ходили за водой и слушали журчащие песни ручейка. Но самым главным воспоминанием оказалось место памяти, в которое бабушка привела внучку. |
Ведь кладбище – это то место, где можно вспомнить что-то важное о человеке, которого уже нет рядом. Книга поможет подобрать нужные слова, чтобы рассказать детям об утрате и о том, как важно беречь воспоминания.
На фото и при подготовке материала использованы книги из фонда библиотеки:
-
Городецкая Н. Не надо бояться / Н. Городецкая. – Москва. : РИПОЛ Классик, 2004. – 64 с. с. : ил. – (Поговори со мною, мама..). – 5-7905-2924-0.
-
Григорьян Т. А. Любовь не умирает : как бережно рассказать ребёнку про утрату / Татьяна Григорьян ; художник Юлия Гончарова. – 2-е издание. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2023. – 47, [1] с. : цв. ил. – (Самые счастливые дети). – 978-5-222-39230-0. 0+
-
Зартайская И.В. Куда уходят дедушки? / Ирина Зартайская ; иллюстрации Веры Степановой ; рекомендации психолога Елены Бурьевой. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2022. – [32] с. : цв. ил. – (Бережные истории). – 978-5-222-37466-5. 0+
-
Маховская О.И. О чем говорить с ребенком? : инструкция по выживанию для современных российских родителей / О. И. Маховская ; [худож. Е. Н. Лиманова]. – Москва ; Владимир : Астрель : ВКТ : АСТ, 2008. – 286, [1] с. с. : ил. – 978-5-17-053240-7.
-
Нанетти А. Мой дедушка был вишней : [для среднего школьного возраста] / Анджела Нанетти ; пер. с ит. Анны Красильщик. – Москва : Самокат, 2010. – 126, [1] с. с. : ил. – (Витамин роста). – 978-5-902326-86-1.
-
Фрид А.(1958-). А дедушка в костюме? : [для чтения взрослыми детям] / Амели Фрид, Джеки Гляйх ; [пер. с нем. Ксении Перовой]. – Москва : Изд. дом КомпасГид, 2010. – [32] с. с. : ил. – (Открытый диалог). - 978-5-904561-22-2.
-
Чуб Н. Как вырастить успешного, счастливого и послушного ребенка : [воспитание со здравым смыслом, мотивации на обучение, хорошее поведение и уважение к взрослым, методика работы с будущим ребенка] / Наталья Чуб. – Москва : АСТ, 2014. – 253 с. : ил. – (Самые важные книги мамы). – 978-5-17-085568-1.
Комментарии (0)