Ответьте нам

Друзья! В этом году исполняется 190 лет сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829). А знаете ли вы, какую награду попросил Алёша у короля подземного царства за спасение первого министра?

Вниманию коллег!

Заказать электронные копии методических материалов, статей из профессиональных журналов можно, воспользовавшись услугой электронной доставки документов (ЭДД). См. подробнее об этой услуге в разделе «Услуги» (левое меню) (см.далее)


Долецкая М. Как вернуться к нашим подросткам // Библиотека в школе. - 2019. - № 1-2. - С. - 31-33


О проблеме подросткового чтения, литературе для тинейджеров, а также о проблеме возрастной маркировки книг для данной читательской аудитории.


Левина Л.Ю. Библиоразведка по-нижегородски -- Современная библиотека. - № 4. - 2018. - С. 64-65

О проекте «Библиоразведка», реализованном Володарской ЦДБ Нижегородской области, в рамках программы летних чтений.

Сокерина Е.Н. Родительский контроль. Фильтры, советы. запреты // Библиотечное дело. - № 15. - 2017. - С.25-27

Просвещение родителей в вопросах сетевой грамотности - важнейшая часть деятельности Национальной детской библиотеки республики Коми им. С.Я. Маршака по защите детей от киберопасностей. Результаты работы в этом направлении показал мониторинг "Дети и безопасный семейный Интернет", проведенный библиотекой в 2016 г.

Петровская Н.Г. Азбука профессий // Современная библиотека. - 2017. - № 4.- С. 60-63.

Правильный выбор и успешное освоение профессии оказывают большое влияние на всю жизнь че­ловека. Но в каком возрасте следует за­тевать с ребёнком разговор на эту тему? И здесь библиотека может оказать неоцени­мую помощь и школьникам, и их роди­телям, и педагогам. Нэлли Геннадьевна Петровская,главный библиотекарь Астраханской областной детской библиотеки, делится опытом профориенационной работы в детской библиотеке.

Харахонова К.А. Напольная игра: новая технологиия // Современная библиотека. 2017. - № 3. - С. 44-47.

Проектная команда - специалисты Централизованной библиотечной систе­мы для детей им. Н. Островского г. Крас­ноярска - озаботившись сохранением памяти об истории Великой Отечествен­ной войны, решила уйти от протокольных форм. Так была создана интерактив­ная, подвижная игра, устроенная по принципу настоль­ного квеста и представляющая собой поле с клетками, по которым передвигаются игроки, бросая кубик и получая опреде­лённые вопросы или задания. Опытом создания игры делится автор статьи.

Костенко Е.А. Аттестация: чего стоит и чего не стоит бояться // Современная библиотека. 2017. - № 3. - С. 20-27.

Вопросы аттестации персонала вызывают у коллег большой интерес. Особую актуальность они приобрели после выхода Приказа Министерства культуры Российской Федерации № 1435 от 24 июня 2016 г. «Об утверждении порядка проведения периодической аттестации работников библиотек» и приложения к этому приказу в виде готового Положения об этом порядке. Автор сстатьи, Елизавета Костенко, заместитель директора Анивской ЦБС Сахалинской области, делится своим опытом в этой области и рас­сказывает об ошибках и достижениях.

Рубцова И.П. Книжная продлёнка // Современная библиотека. - 2016. - № 4 . - С. 30-33

Ирина Рубцова, заведующий библиотекой-филиалом № 6 ЦБС г. Сыктывкара, рассказывает о работе с семьями, в которых растут дети с отставанием в развитии. Проект "Библиотечная продленка" стал победителем на соискание гранта Главы РК в области библиотечного дела в номинации "Библиотека в новом формате". Благодаря этому в библиотеке создано реабилитационно-развивающее пространство для детей с отставанием в развитии и их родителей.

Гаврикова О.Л., Алексеева Н.П. Интересности, ассоциации и друзья // Современная библиотека. - 2016. - № 4 . - С. 64-67

Организация интересного и полезного досуга - одна из важнейших функций детской библиотеки, которая является не только информационным, культурно-просветительским учреждением, но и центром общения и развития творческих способностей детей. В статье рассказываетсся о работе Липецкой областной детской библиотеки в этом направлении: о реализации ярких творческих проектов, книжных вечеринках, о библиотечных праздниках на открытых площадках города. Библиотека стала территорией ярких креативных идей, увлекательного творчества, событийного досуга.

Махаева В.П. О слове и деле // Современная библиотека. - 2016. - № 4 . - С. 68-70

Директор Мурманской областной детско-юношеской библиотеки рассказывает о многолетнем проекте "Город - столица Недели книги", который реализуется в Мурманской области с 2005 г. Проект стал значимым, интересным для большинства, полезным и долгосрочным делом , которое объединило все культурное пространство региона.

Кузнецов С.А., Колосова Е.А. Войну читают дети // Современная библиотека. - 2016. - № 4 . - С. 16-19

Статья посвящена межрегиональному исследованию, которое провела Российская государственная детская библиотека совместно со Ставропольской областной детской библиотекой им. А.Е. Екимцева. Целью исследования было выявить, насколько современные дети и подростки испытывают необходимость в изучении истории Великой Отечественной войны; осуществляется ли передача памяти о событиях войны и её участниках в семьях; читают ли дети и подростки книги о войне и как относятся к произведениям военной тематики. С результатами исследования можно ознакомиться, прочитав публикацию.

Шевченко С.С. "Солнышко в ладошках" // Современная библиотека. - 2016. - № 3 . - С. 85-87

Статья посвящена работе студии развития креативного мышления "Солнышко в ладошках", которая организована в детской библиотеке им. Н.А. Зайцева г . Нижний Новгород. В основе деятельности лежит командная работа детей 6-10 лет над творческим проектом, который придумывают сами участники. На занятиях используются три основных приема: выразительное чтение, игра и творчество, позволяющие развивать интерес к чтению, самостоятельность, гибкость и оригинальность мышления.

Омельченко О.И. "Семейные ценности народов" // Современная библиотека. - 2016. - № 3 . - С. 62-64

В Новосибирской областной детской библиотеке им. А.М. Горького завершился проект "Семейные ценности народов". Эта творческая акция была посвящена изучению традиций воспитания детей в семьях разных национальностей, проживающих на территории региона. Цель реализации данного проекта: развитие этнокультурной грамотности, воспитание толерантности, изучение семейных традиций и обычаев разных народов, возобновление традиций семейного чтения. В статье рассказывается об этом проекте, ставшем победителем гранта президента Российской Федерации.

Собченко Е.Г. Простая формула для непростой задачи // Современная библиотека. - 2016. - № 3 . - С. 58-61.

Автор делится опытом работы Центральной библиотеки г. Челябинска о привлечении читателей в библиотеку. В статье рассказывается о долгосрочной программе "Молодежь без книг - страна без будущего", целью которой является установление связи с молодыми пользователями, формирование информационной культуры и культуры чтения у подрастающего поколения. Большое внимание в библиотеке уделяется волонтерскому движению, а также работе с полростками, попавшими в сложную жизненную ситуацию. В библиотеке функционирует литературное объединение "Монолит", реализуется множество интересных проектов.

Шевцова Е.А. Виртуальная выставка: мастер-класс // Современная библиотека. - 2016. - № 3 . - С. 30-35.

Объектами инноваций в библиотеке являются как технологические процессы, так и продукты и услуги. Использование мультимедийных технологий позволяет внедрить инновации в традиционную выставочную деятельность. В статье раскрываются возможности вируальной выставки, представлены основные этапы её создания, даются советы по дизайну, использованию анимации, гиперссылок и других технических возможностей.

Ракитянская Л.В. Художества, "фишки", многоклубье и несвоевременные книги // Современная библиотека. - 2016. - № 2 . - С. 28-30.

Коллеги из Новосибирской областной юношеской библиотеки делятся опытом работы по продвижению чтения. В статье рассказывается о работе библиотечных клубов, интересных проектах, таких как "Давай читать вместе", "Своевременные книги для несвоевременного возраста", "Мастерская сочинительства", арт-фестивале "Нескучная классика".

Радюхина А.В., Мирошниченко Г.Б. Вдохновляемся в "Вконтакте" // Современная библиотека. - 2016. - № 2 . - С. 24-27.

Что может предложить библиотека нового в Сетях, где групп, так или иначе связанных с книгами и чтением, тысячи? Коллеги из Муниципальной информационной библиотечной системы г. Томска рассказывают о созданной ими открытой группы "Вконтакте" "Калейдоскоп "Вдохновение": книги, чтение, общение". Проект участвовал в конкурсе профессионального мастерства на тему "Социальные сети как площадка по продвижению библиотек". Авторы дают советы по привлечению читателей на свой ресурс, по тематике и оформлению странички.

Гармс Е.С., Слодарж И.Г. Добрые советы тем, кто планирует провести «Библионочь» // Современная библиотека. - 2015. - № 7. - С. 86-89.

Коллеги из Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского делятся своим опытом проведения Всероссийской акции "Библионочь", дают практические советы по подготовке этого масштабного мероприятия, а также рассказывают о наиболее удачном опыте библиотек Свердловской области по проведению мероприятий "библионочи" за последние несколько лет.

Жбанова Л., Пузанова Т. Выставка : традиции и находки // Современная библиотека. - 2016. - № 1. - С. 18-21

Основная задача библиотечной выставки - заинтересовать читателей. Коллеги из библиотеки «Адмиралтейская» Муниципальной централизованной библиотечной системы им. М.Ю. Лермонтова г. Санкт-Петербурга рассказывают о новых тенденциях выставочной деятельности, о нестандартном использовании библиотечного пространства, о важных аспектах, которые необходимо учитывать при создании выставки.

Эсмантов Д.С. Трениг познавательного интереса // Современная библиотека. - 2015. - №6. - С. 82-86.

У библиотек есть давно выработанные и хорошо себя зарекомендовавшие методы продвижения книги. Д.С. Эсмантов, библиотекарь отдела по координации деятельности библиотек Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества, в своей статье говорит об игровых формах, в частности - тренингах. Методика тренинга была специально разработана для работников библиотек. тренинги расчитаны на читателей от 10 до 17 лет. Данный метод призван скорректировать представления школьника-подростка о самом процессе чтения. Целью тренинга является формирование познавательного интереса к литературе, формирование мотивации к получению новых знаний через книгу. В стате подробно описаны правила проведения тренинга и упражнения, такие как "В мире сказки", "А что, если...", "Придумай сам", "Волшебные страницы", "Книжный мастер", "Портрет умника" и др.

Ведь Е.А. Библиотечные игры и ассоциативные выставки // Современная библиотека. - 2015. - №6. - С. 88-92.

Выставка - традиционный способ популяризации литературы. Однако традиционные выставки являются излишне "прямолинейными". Современный читатель не любит, когда ему навязывают своеё видение другие люди. Автор статьи Е.А. Ведь рассказывает об ассоциативной выставке, которая предполагает широкий диапазон тем: история, география, фольклор, кинематография, этнография и т.д. Преимуществом такой выставки является многослойность. Она даёт возможность читателю самостоятельно строить ассоциативные цепочки.

Назаровская Я. Будущее начинается сегодня. Реализация модели современной детской библиотеки //Библиотечное дело. - №18. - 2015. - С. 13-15.

Предугадать будущее могут не только писатели-фантасты. Видеть перспективу развития организации - это необходимость для руководителей, заботящихся о процветании своего предприятия. Инструменом для моделирования будущего могут стать форсайт-технологии. Статья рассказывает о модернизации детских библиотек и новых формах библиотечной работы с детьми.

Библиотека как "третье место" // Школьная библиотека сегодня и завтра. - №5. - 2015. - С.22-25.

Сектор молодежного чтения Самарской областной юношеской библиотеки провел исследование "Библиотека как "третье место"". Целью его стало выявление путей и методов, которые могут помочь библиотеке стать привлекательным для молодежи местом. Фонды, формы работы, пространство, возможности для досуга и учебы - обо всем этом говорили юные респонденты.

Климова М.Г. Где водятся читатели? // Современная библиотека. - № 3. - 2015. - С. 8-13

Представим, что абстрактная прекрасная библиотека столкнулась с задачей: стать интересной местному сообщесту. Каким образом попасть в поле зрения людей, оказаться там, где они черпают информацию о происходящем. Где и как можно найти будущих читателей?

Галицких Е.О. Художественные образы девочек в современной детской литературе // Школьная библиотека сегодня и завтра. - №3. - 2015. - С. 49-53.

Смотреть на мир "огромными глазами" детства удается редким авторам с особым дарованием чуткости к движениям детской души. Автор статьи представляет обзор произведений, в которых мастерски созданы девичьи образы. Какими писатели видят наших девчонок? Что привлекает читателей в созданных ими образах девочек-подростков?

Филина М. Квест, буккроссинг и логмоб. Инновационная деятельность как показатель социальной активности библиотеки // Библиотечное дело. - № 14. - 2015. - С. 2-5.

Если создание и использование мультимедийных презентаций стало привычным в работе библиотекаря, то занятия по созданию мультфильмов - форма для библиотеки совершенно новая. О краеведческом анимационном проекте для детей г. Северодвинска Архангельской области.

Суворова В.М. Терминологический сегмент библиотечного пространства: процессы заимствования //Библиотековедение. - 2015. - № 1. - С. 42-45.

В статье приводится перечень заимтвованных слов, употребляемых в библиотечной сфере. Многие из них, такие как буктрейлер, воркшоп, буккроссинг, флешмоб, печа-куча, коворкинг, уже прочно вошли в употребление, другие еще мало известны.

Чудинова В.П. Популярные книги в чтении подростков // Школьная библиотека. - № 11. - 2014. - С. 40-42

Известный специалист в области педагогики и психологии детского чтения рассказывает об изменении репертуара чтения современных подростков, о причинах увеличения разрыва в восприятии образцов культуры между детьми и взрослыми, о проблемах чтения подростков с точки зрения детских библиотекарей.

Самойлова А.В. Три волшебных слова: "майдмэппинг", "скрайбинг", "сторителлинг" // Школьная библиотека. - 2014. - № 11. - С. 23-27.

Майндмэппинг, скрайбинг, сторителлинг. Слова, вошедшие в нашу библиотечную практику совсем недавно. Все они характеризуют способы визуализации информации. Об освоении этих новых техник рассказывается в статье.

Тагирова Наиля. Огненные страницы, написанные кровью сердца. Лучшие произведения о Великой Отечественной: уроки мужества и стойкости на фронте и в тылу // Библиотека. - 2014. - № 9. - С. 29-30.

Книги о войне - наша память. Кому они адресованы? Нам. Всем вместе и каждому в отдельности. Произведения эти неординарны по содержанию и необыкновенны по силе воздействия. Вниманию читателей представлен обзор лучших книг писателей-фронтовиков Юрия Бондарева, Василя Быкова, Бориса Васильева, Виктора Астафьева, Константина Воробьева. Статья актуальна в преддверии юбилея Великой Победы и объявленного в Республике Коми года патриотизма.

Росинская Светлана. Как правильно общаться с современным ребенком?: психологический практикум с обзором книг для детей разного возраста. - Ваша библиотека. - № 11. - 2014. - С.16-23.

Какие книги будут действительно интересны современным детям? Рекомендации профессионалов по чтению детей 7-9, 10-12,13-14 и 15-16 лет.

Сиппель Н.О. Буктрейлер: как создать? - Современная библиотека. - №7. - 2014. - С. 18-23

Буктрейлер - пример активно развивающегося в издательской и библиотечной среде направления видеорекламы. Почему этот жанр так популярен? Какая совокупность свойств отличает буктрейлер от прочих продуктов видеомаркетинга? Как создать буктрейлер? Все: от замысла до воплощения.

Библиотеки в соцсетях. Цикл статей. - Современная библиотека №3-5. - 2014.

Каждая библиотека хочет быть процветающей, современной, востребованной. Для решения этих задач она активно присутствует в Интернете, использует возможности социальных сетей. С чего начать и что делать библиотеке в социальных сетях?

Порядина М.Е. Макулатура для девочек. - Библиография № 2. - 2014. -С. 77-82.

Статья посвящена такому специфическому и малонасыщенному сегменту отечественного книжного рынка, как литература для подростков. Анализируются основные проблемы в данной сфере: нехватка достойных авторов, маленькие тиражи, отсутствие разумной системы распространения книг для тинейджеров, а также преобладание на рынке изданий, расчитанных на массовый спрос и невзыскательного читателя; в качестве примера низкокачественного книжного товара рассматривается ассортиментный раздел так называемых книг для девочек.

Виталий Кикавец. Обеспечение библиотеками мер по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. - Библиотечное дело.- 2013.- № 11.- С.24-28.

Зав. юридическим отделом ГБУК г. Москвы «Центральная универсальная научная библиотека им. Н. А. Некрасова представляет краткий обзор нормативной базы по решению вопросов в части защиты детей от негативной информации, делая акцент на понятийный аппарат, содержащийся в законодательной базе, а также практические пути корректного исполнения библиотеками требований Закона о защите детей при минимальных финансовых и ресурсных затратах.