Блокнот краеведа. Вопрос № 5

5 мая 2023

В рубрике «Блокнот краеведа» Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака ежемесячно даёт ответы на интересные вопросы из области истории, культуры, географии и природы Республики Коми.

Первый вопрос был таким: «На территории Республики Коми по сей день находят так называемые «чёртовы пальцы». Что это такое?». ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ узнаете здесь.

Второй вопрос: «При лечении различных болезней в медицине часто используют целебные грязи и сапропелевый (то есть образовавшийся из останков водной растительности и живности, планктона) ил. На дне каких озёр Коми края они были обнаружены?». ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ узнаете здесь.

Третий вопрос: «Какой живой организм – самый большой на нашей планете – живёт в лесах Республики Коми?». ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ узнаете здесь.

Четвёртый вопрос: «Что в Коми называют «южными воротами»?». ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ узнаете здесь.

Пятый вопрос: «Что является обязательным элементом коми национального костюма?».



ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

ВÖНЬ (пояс)

Издавна пояс был обязательным элементом наряда практически каждого народа. Пояс, завязанный вокруг тела – не просто украшение, а оберег, прочерчивающий вокруг владельца невидимый круг, через который не пробиться дурному глазу. Тысячелетия пояс оберегал своего владельца от нечистой силы, бед и напастей.

Не случайно в коми загадке одевание пояса сравнивается с возведением укреплений вокруг городища: «...встретимся (два конца пояса) и срубим город».

poyas4.png

Наши предки непременно подпоясывали одежду различными поясами. У мужчин пояс назывался кушак, у женщин – пӧкрӧм. Тканые пояса по длине достигали трёх-четырёх метров и заканчивались кистями. Пояс два раза оборачивали вокруг талии и подвязывали так, чтобы кисти свисали до колен, обязательно слева.

Отличались пояса разнообразием узоров. Но было в них и общее – геометрический орнамент, расположенный особым образом, с основными пасами, в виде ромба, косого креста и различных вариантов свастики.

На ребёнка пояс одевали, как только у него начинали прорезаться зубы. До появления зубов дети считались еще не приобщенными к миру людей, находящимися в промежуточном состоянии бытие/небытие, и для их защиты от злых духов употреблялись другие обереги. Дети, по представлениям коми народа, наиболее подвержены порче и сглазу. Если в дом неожиданно заходил посторонний мужчина, на всех мальчиках должны были быть надеты пояса.

У мальчиков-подростков своеобразным маркером начала последней ступени социализации служил охотничий пояс тасма. Тасмой мужчины подпоясывали верхнюю одежду и при исполнении ряда физических работ, например, рубке дров. Как только подросток начинал промышлять и выполнять мужские работы самостоятельно, он первым делом изготавливал себе собственную тасму. Вдовы сохраняли тасму умершего мужа как память о нем.

До недавнего времени никто из коми не выходил из дома на улицу без пояса, в некоторых селениях это обыкновение сохраняется и сейчас. Особенно боялись оказаться без пояса беременные женщины, многие из них начинали носить пояс своего мужа, считая его более сильным оберегом. Им не рекомендовалось снимать пояс даже на ночь, чтобы не снились кошмары («не давил домовой»). Некоторые беременные для сохранения плода от порчи дополнительно опоясывались на голое тело черной шерстяной ниткой. Дополнительный оберег, Нин вöнь (лыковый пояс), надеваемый на голое тело, носили некоторые удорские коми охотники. Сысольские коми надевали Нин вöнь, отправляясь в дальнюю опасную дорогу, например, на войну. У коми-пермяков таким же поясом опоясывали невесту при снаряжении ее под венец. У сысольских и ижемских коми для молодых, отправляющихся под венец, полагались специальные пояса, связанные так же, как рыболовные сети, со множеством узелков.

poyas3.png

У удорских коми поясу была отведена ведущая роль в обряде приобщения купленной лошади к новому дому и новому хозяину. Прежде чем завести лошадь в новое для нее стойло с хозяйки дома снимали пояс и расстилали его под порогом поперек входа в стойло. Лошадь переводили через пояс, внимательно наблюдая при этом, где находился её последний наружный след. С этого места брали немного земли и бросали ее в стойло, а лошадь поглаживали по спине поясом, приговаривая: «Старого хозяина забывай, а нового заведи». Считалось, что ношение этого пояса обеспечивало привязанность лошади к новым хозяевам. Чтобы овцы в летнее время не отбивались от дома, у них «крали след», завязывали его в узелок и носили в поясе. Делали это весной, когда овцы в первый раз выгонялись из хлева на пастьбу, расстилая пояс на пороге, через который овцы должны были перешагнуть при выходе.

В Помоздинском погосте на верхней Вычегде существовал интересный обряд, связанный с венчанием: перед аналоем протягивали чер-вöнь (шерстяной шнурок, которым подвязывали обувь); венчающиеся должны были переступить через чер-вöнь, после чего считались уже неразлучными; до этого невесту от жениха мог увести бывший возлюбленный девушки и тем самым отменить свадьбу.

Источник: Конаков Н. Д. Вöнь / Н. Д. Конаков // Мифология коми. – Москва-Сыктывкар, 1999. – С. 115-117.
Мельникова Н. Большие открытия маленькой Сашук / Н. Мельникова. – Сыктывкар, 2021. – С. 50-52.
Источник фото:
Традиционный костюм сысольских коми (конец XIX – начало XX века) : методическое издание / сост. Л.А. Цветкова. – Сыктывкар, 2020. – 163 с.
Народное искусство коми. Коми йӧзкостса искусство : [альбом] / авторы текста Л.С. Грибова, Э.А. Савельева. - Москва : Гермес : Респ. центр "Ветераны за мир, 1992. - 44 с.

Комментарии (0)

Добавить комментарий