Разговоры о важном: Дмитрий Иванович Менделеев и День российской науки

8 февраля 2024

8 февраля отмечается День российской науки, праздник, посвящённый научному сообществу России и достижениям отечественных учёных. Учреждён он указом Президента Российской Федерации в 1999 году. Дата не случайна – именно 8 февраля 1724 года Петром Первым была организована Петербургская академия наук.

С 6 по 12 февраля Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака проводит неделю информации ко Дню российской науки.

В 2024 году Российской Академии наук исполняется 300 лет со дня её основания. В 2024 году праздник двойной – 190 лет назад, родился известный всему миру русский учёный-энциклопедист, химик, физик, метролог, метеоролог, экономист, геолог, нефтяник, педагог – Дмитрий Иванович Менделеев.

Сегодня специалисты библиотеки рассказывают о биографии и научных достижениях учёного.


Mendeleev_portret_1.jpg
Источник фото:
РХТУ им. Д.И.Менделеева

Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года, в городе Тобольске.

Его отец, учитель тобольской гимназии Иван Дмитриевич, рано потерял зрение, ушёл в отставку и семья жила на его небольшую пенсию. Мать Мария Дмитриевна сама научилась грамоте, много читала и впоследствии собрала значительную библиотеку.


В догимназические годы Дмитрия Менделеева семья жила в селе на реке Аремзянке, где мать будущего учёного стала управляющей стекольным заводом. Жизнь там была привольная и беззаботная. Зимними вечерами Мария Дмитриевна читала вслух книги, а весной и летом вместе с деревенскими мальчишками и сыновьями стекольщиков Дмитрий бегал по полям и лесам, собирал ягоды и грибы, наблюдал за жизнью насекомых и животных.

Самым интересным в то время для Дмитрия Менделеева было находиться на стекольном заводе, наблюдать за работой стеклодувов, следить, как из песка, известняка и селитры под воздействием высокой температуры появлялось расплавленное стекло, и выдувались разные предметы. В дальнейшем эти детские наблюдения помогли ему разобраться в сложных вопросах взаимосвязи физических и химических взаимодействий.

В 1841 году семья вернулась в Тобольск, чтобы отдать детей в гимназию. Самым весёлым человеком в гимназии был Пётр Павлович Ершов, автор сказки «Конёк-Горбунок», знакомой к тому моменту и Александру Пушкину, и Василию Жуковскому, воспитателю царских детей. Он организовывал спектакли и сам сочинял для них пьесы, поддерживал и направлял чтение молодого Менделеева.

Увлекательными школьными предметами будущий химик считал математику, физику, историю и черчение. Интерес к химии в гимназические годы поддержали и развили родители: проводили опыты, читали книги, доставшие маме от отца. Вскоре у него была своя химическая лаборатория, в которой он проводил эксперименты. Но не всегда им находилось объяснение в книгах.

В 1849 году Дмитрий Менделеев окончил гимназию, и мать приняла решение ехать в Москву, чтобы он мог поступить в университет. В Москве жил дядя, родственник мамы, но он не смог помочь поступлению Дмитрия в Московский университет. По правилам того времени жители Тобольска могли получить высшее образование только в Казани.

Менделеев с матерью переехали в Петербург. Эти путешествия произвели сильнейшие впечатления на юношу.

В Петербурге Дмитрию Ивановичу удалось поступить в Главный педагогический институт, где учился его отец. Учился Менделеев усердно. Профессорский состав института был сильным, они вовлекали студентов в научную деятельность. Во время обучения в институте Менделеев написал первую научную работу.

По окончании института Дмитрий Иванович защитил кандидатскую диссертацию, затем учительствовал в Симферополе и в Одессе.

В 1856 году, по возвращении из Одессы, защитил магистерскую диссертацию и стал магистром физики и химии в 22 года. Затем в жизни Менделеева были преподавание в учебных заведениях Санкт-Петербурга и долгожданная научная командировка за границу.

В 1860 году, в немецком городе Гейдельберге Менделеев сделал первое из своих открытий: он экспериментальным путём открыл критическую температуру – температуру, выше которой ни один газ не может превратиться в жидкость. Незадолго до этого он изобрёл пикнометр – прибор для измерения плотности веществ в виде стеклянного сосуда особой формы.

В 1861 году Дмитрий Менделеев вернулся в Петербург и продолжил научную и преподавательскую работу. В 1862 году написал «Основы химии» – первый учебник для студентов на русском языке, за который получил Демидовскую премию.

В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию и стал профессором Петербургского университета.


Изобретения Д. И. Менделеева

Менделеев изобрёл новый вид бездымного пороха, предложил один из способов перегонки нефти. В 1868 г. он был одним из организаторов Русского химического сообщества. Для наблюдения за солнечным затмением в одиночку поднялся на воздушном шаре, исследовал состав атмосферы. Создал теорию растворов. Стал управляющим Главной палатой мер и весов и усовершенствовал российскую метрическую систему, изобретя точные весы.

Литературное наследие Д. И. Менделеева огромно. Оно содержит 431 печатную работу, из которых 40 посвящено химии, 106 – физико-химии, 99– физике, 22 – геофизике, 99 – технике и промышленности, 36 – экономическим и общественным вопросам и 29 – другим темам. Среди научных и технических статей и трудов были и учебные пособия, литературные и обзорные работы.


Великое открытие Менделеева

С появлением науки химии, которая изучала строение разных веществ, выяснилось, что в природе существует несколько десятков составляющих, из которых состоит окружающий нас мир. Эти вещества учёные назвали «химическими элементами» и догадывались, что между всеми элементами есть связь. Известных элементов насчитывалось к тому времени 63, был известен их атомный вес. Накопленные исследователями прежде знания об элементах нужно было привести в логическую систему.

Дмитрий Иванович Менделеев записал на карточках данные о каждом из элементов: название, атомный вес и главные свойства. Перекладывал карточки с записями, старясь вывести систему. Делал записи, вычисления, но никак не мог найти верное решение. Озарение, как позже рассказывал он сам, пришло во сне 17 февраля 1869 г. Этот «вещий сон» свидетельствует о том, что напряжённое сознание учёного продолжало работать даже во время короткого отдыха.

Решение оказалось таким: все известные тогда элементы были систематизированы в несколько «периодов». В каждом из них элементы располагаются по возрастанию их атомного веса. Причем свойства сведённых в таблицу элементов повторяются и по горизонтали – по периодам, и по вертикали – по группам элементов. В таблице осталось тогда несколько пустых клеточек для не открытых ещё элементов, но Менделеев понимал, что скоро и они заполнятся.

Удивительно, но учёными-современниками Периодическая система элементов Менделеева была понята и оценена не сразу. Признание Периодический закон получил, когда один за другим учёные мира стали открывать химические элементы, предсказанные раньше.

Отдыхал учёный, меняя вид деятельности, но никогда не сидел сложа руки. Любил он и умел делать чемоданы, которые потом дарил друзьям. Увлекался шахматами. С юных лет любил живопись.

qXvEg_sERL0.jpg

Малов В. И. Русские учёные и изобретатели / Владимир Малов ; [худож. Олег Пархаев]. ‒ Москва : Махаон, 2015. - 124, [1] с. : цв. ил., портр. - (Детская энциклопедия "Махаон").
- 978-5-389-02172-3.

Дмитрий Иванович Менделеев за свою жизнь сделал множество открытий, получил много разных орденов и дипломов. Но свои работы подписывал просто: «профессор Менделеев».

Сегодня в любой школе мира обязательно висит на стене его таблица. Её называют «Периодическая система Дмитрия Менделеева».

Источники текста и фото:
Артемов В. В. Русские ученые и изобретатели / Владислав Владимирович Артемов. - Москва : Росмэн, 2004. ‒ 335 с. ‒ (Великие русские). ‒ 5-353-01118-X.
Воскобойников В. М. Жизнь замечательных детей / В. М. Воскобойников. ‒ Москва : Оникс, [2008]. ‒ 184 с. : ил. ‒ (Жизнь замечательных детей). ‒ 978-5-488-01767-2.
Курбатов В. Я. Менделеев / В. Я. Курбатов. ‒ Ленинград : Детгиз, 1954. ‒ 102 с. : ил.
Малов В. И. Русские учёные и изобретатели : [для детей среднего школьного возраста] / Владимир Малов ; [ред. Ирина Шадрина ; худож. Олег Пархаев]. ‒ Москва : Махаон, 2015. - 124, [1] с. : цв. ил., портр. - (Детская энциклопедия "Махаон"). - 978-5-389-02172-3.
Никитина И. М. Дмитрий Менделеев : [для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / Ирина Никитина ; художник Александр Яковлев. ‒ [2-е изд.]. ‒ Москва : Настя и Никита, 2018. ‒ 23, [1] с. : цв. ил. ‒ (Настя и Никита ; вып. 98). ‒ 978-5-906788-82-5.

Biblioteka_zagadkaJPG.JPG


Руководителям детского чтения и всем, кто желает больше узнать об истории отечественной науки, о российских писателях-популяризаторах научных знаний, представляем информационный материал из серии «Во благо России: русские учёные и их изобретения».

В методико-библиографические материалы «Великое имя. Дмитрий Иванович Менделеев» вошли биография учёного, рассказ о его вкладе в науку страны, дан список книжных изданий о Д. И. Менделееве и список статей прошлых лет из периодических изданий из фонда ГБУ РК НДБ, в т. ч. сценарии для проведения мероприятий.

В Приложении даны игровые материалы (кроссворд, ребусы) к проведению библиотечного мероприятия для школьников, посвящённого биографии Д. И. Менделеева.

Mendeleev_obl.JPG


Великое имя. Дмитрий Иванович Менделеев: 190 лет со дня рождения русского учёного : методико-библиографические материалы / составитель Е. Н. Геркиял ; Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака – Сыктывкар, 2023. – 17 с. : ил. – (Во благо России: русские учёные и их изобретения).


Комментарии (0)

Добавить комментарий