Аркадий Гайдар: писатель, полководец, наставник

21 января 2024
7.jpg

Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака предлагает познакомиться с творчеством литературного кумира советских детей Аркадия Петровича Гайдара.

Аркадий Гайдар – выдающийся советский писатель, известный своими приключенческими произведениями для детей. Родился он 22 января 1904 года (по старому стилю – 9 января) в небольшом городе Льгове, расположенном в Курской губернии.

Жизнь и творчество А. П. Гайдара : материалы для выставки в школе и детской библиотеке / сост., вступ. ст. Н. И. Рыбаков, оформ. Г. Ордынский. ‒ 2-е изд., доп. и перераб. ‒ Москва. : Дет. лит., 1984. ‒ 18 с. : 23 фото. ‒ (Выставка в школе). ‒ Текст (визуальный) : непосредственный.

6.jpg

Отец Аркадия, Пётр Исидорович Голиков, был учителем, что явно оказало влияние на дальнейшую жизнь сына и вдохновило его на создание множества историй, связанных с образованием и учебной средой.

Аркадий получил имя в честь своего деда по материнской линии, несмотря на то, что её семья не одобрила их союза и не приняла молодых в своём кругу. Родители Аркадия много читали и организовывали домашние беседы на французском языке, пристрастие к которому писатель сохранил на всю жизнь.


Летом 1912 года семья Голиковых переехала в Арзамас, где отец стал штатным контролёром в Нижегородском акцизном управлении, а мать – фельдшером в местной больнице. Гайдар полюбил этот город и всю жизнь считал его своей родиной. Позже сын писателя предполагал, что в псевдониме «Гайдар» он «зашифровал» фразу «Голиков Аркадий из Арзамаса».

С самого детства Гайдар проявил склонность к литературе. Его первые стихотворения были опубликованы в школьных и местных газетах, а затем привлекли внимание более крупных издательств. Преподаватель словесности Гайдара был в дружеских отношениями с его родителями, заметил потенциал Аркадия и поддерживал мальчика в его творческих стремлениях.


Во время гражданской войны семья Гайдара оказалась в центре военных событий, что послужило источником вдохновения для писателя. Военная судьба писателя, как и другие этапы его жизненного пути, с одной стороны, отражало типичную биографию тех, кому выпало на долю уже в юном возрасте творить историю, а с другой стороны, несомненно, была отмечена печатью исключительности.

5.jpg

Это ли не удивительно: к 17 годам он прошёл путь от курсанта до командующего боевым полком. Он был самым молодым полководцем в истории Красной Армии. А между тем Гайдар считал фронтовой этап своей жизни лишь «обыкновенной биографией в необыкновенное время».

В мае 1923 года Гайдар начал писать свой первый «роман», который в конечном итоге оказался повестью «В дни поражений и побед». Сначала его прослушал отец, потом комсомольцы из Арзамаса.

Жизнь и творчество А. П. Гайдара : материалы для выставки в школе и детской библиотеке / сост., вступ. ст. Н. И. Рыбаков, оформ. Г. Ордынский. ‒ 2-е изд., доп. и перераб. ‒ Москва. : Дет. лит., 1984. ‒ 18 с. : 23 фото. ‒ (Выставка в школе). ‒ Текст (визуальный) : непосредственный.

Летом 1927 года Аркадий Гайдар переехал в Москву и начал писать для газеты «Красный воин» рассказы, статьи и стихотворения. Его короткие рассказы о гражданской войне обычно основаны на реальных событиях: «Лёвка Демченко», «Проводы», «Ударник» и другие.

Повесть «Тимур и его команда» представляет собой поистине феноменальное литературное явление: в мировой практике нет произведения, которое бы дало начало столь массовому детскому движению, каким являлось в СССР Тимуровское. Несколько городов претендовали на право называться родиной тимуровского движения.

3.jpg

В Арзамазе Гайдар долгие годы предлагал знакомым подросткам необыкновенные занятия: распилить, расколоть дрова, принести с колодца воды бабушкам, у которых единственные сыновья ушли служить в армию. И подобные «операции» он проводил не раз. Имея огромный запас педагогических наблюдений, богатый опыт общения с детьми Гайдар направлял воспитание целого поколения в правильное русло.

Газета «Правда» писала в те дни: «Миллионы мальчишек начинают подражать Тимуру, миллионы девочек ЖенеВ Тимура играют так, как недавно играли в чапаевцев и папановцев». Дети блестяще выполняли задания Гайдара и в будущем стали сами организовывать собственные движения. Для многих это уже была не «игра», а мировоззрение и философия жизни.


Начало Великой Отечественной войны застало Гайдара на его боевом посту – за письменным столом, на котором лежала дорабатываемая рукопись. Как опытный военный, он ясно предчувствовал неизбежность сражений и рвался на фронт, но ему отказывали по причине старых контузий.

В сентябре 1941 Гайдар решил остаться в окружённом Киеве, отклонив предложение улететь последним самолётом. Он присоединился к партизанскому отряду и внёс большой вклад в его деятельность. Проявив себя как грамотный боец и командир, он планировал создать крупный партизанский отряд. Однако 26 октября 1941 года Гайдар погиб в короткой схватке под деревней Леплява, попав в засаду, но ценой своей жизни успев предупредить своих товарищей об опасности.


2.jpg

Местные жители и партизаны, которые лично знали писателя, помогли найти могилу Гайдара. В 1947 году его останки были перезахоронены в городе Каневе (ныне Черкасская область Украины). На мраморной плите были вырезаны финальные строки из рассказа «Чук и Гек»: «Честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной».

Жизнь и творчество А. П. Гайдара : материалы для выставки в школе и детской библиотеке / сост., вступ. ст. Н. И. Рыбаков, оформ. Г. Ордынский. ‒ 2-е изд., доп. и перераб. ‒ Москва. : Дет. лит., 1984. ‒ 18 с. : 23 фото. ‒ (Выставка в школе). ‒ Текст (визуальный) : непосредственный.

После Великой Отечественной войны книги Гайдара играли важную роль в воспитании нового поколения в Советском Союзе. Повесть «Тимур и его команда» была выпущена более 200 раз и переведена на 75 языков. Более двух десятков фильмов были сняты по произведениям автора, включая незаконченный «Бумбараш». Школы, библиотеки и улицы называли в честь Аркадия Петровича Гайдара.

4_1.jpg

Жизнь и творчество А. П. Гайдара : материалы для выставки в школе и детской библиотеке / сост., вступ. ст. Н. И. Рыбаков, оформ. Г. Ордынский. ‒ 2-е изд., доп. и перераб. ‒ Москва. : Дет. лит., 1984. ‒ 18 с. : 23 фото. ‒ (Выставка в школе). ‒ Текст (визуальный) : непосредственный.

Аркадий Гайдар был не только талантливым писателем, но и наставником. Его произведения до сих пор остаются популярными и любимыми детьми разных поколений, и их ценности актуальны и по сей день.


Предлагаем познакомиться с некоторыми произведениями автора
и ждём вас за книгами в зале «Читай-ка» и «Гулливер».

5.5..jpg

«Тимур и его команда» (6+)

Женя с нетерпением ждала каникул и возможность провести время на даче, где вокруг неё начали разворачиваться неожиданные события. По воле случая Женя остаётся ночевать в пустом доме одна. Забыв в нём важную телеграмму, она возвращается к сестре с пустыми руками. На следующее утро Женя с удивлением обнаружила, что телеграмма, которую она потеряла вчера, отправлена. Помог ей в этом загадочный Тимур, о котором она никогда раньше не слышала. Женя решает найти мальчика и поблагодарить его.

Случайно оказавшись на чердаке сарая собственного сада, она обнаруживает Тимура и его друзей, которые организовали себе своеобразный штаб. Женя была поражена, каким образом они устроились здесь втайне от неё.

Гайдар А. П. Тимур и его команда : [повесть : для среднего школьного возраста] / А. Гайдар ; художник Б. Игнатьев. ‒ Москва : Искателькнига, 2019. ‒ 62, [1] с. : ил. ‒ (Библиотечка школьника). ‒ 978-5-9908059-3-4. ‒ Об авторе: с. 2. ‒ Текст (визуальный) : непосредственный.


6.6..jpg

«Мальчиш Кибальчиш» (6+)

Мальчиш-Кибальчиш – это образ отважного и смелого мальчика, который пошёл на войну, чтобы помочь своей семье и своей родине. Его мужество и решимость не ослабевают даже после того, когда его отец и старший брат не вернулись с войны. Мальчиш своим примером показывает, что, несмотря на возраст, любой может проявить стойкость и силу духа в тяжёлых ситуациях. Его решительность и отвага вдохновляют других детей вступить вместе с ним в бой с неравным соперником. Он демонстрирует, что патриотизм и героизм не имеют возрастных ограничений, и каждый может внести свой вклад в борьбу за свою родину.

Гайдар А. П. Мальчиш ‒ Кибальчиш : рассказы : для младшего школьного возраста / А. Гайдар ; худож. В. Дугин. ‒ Москва : Искательпресс, 2016. ‒ 61, [2] с. : ил. ‒ (Библиотечка школьника). ‒ 978-5-00061-161-6. ‒ Текст (визуальный) : непосредственный.


«Судьба барабанщика» (12+)

1.1.jpg

История Серёжи Щербачова показывает, что жизнь может быть непредсказуемой и полной испытаний. Серёжа живёт обычной детской жизнью. Ходит в школу, гуляет и в свободное время, старается научиться играть на барабане. Семейное счастье Щербачовых разрушается, когда отец попадает в тюрьму. Серёжа узнает об этой новости в день, когда его назначают старшим барабанщиком в отряде. Несмотря на сложности, продолжает интересоваться музыкой и достигает успехов в своём увлечении, но жизнь ему подкидывает всё больше испытаний. Его дядя, взявший Серёжу под опеку, является не тем, кем кажется, а друг Славка оказывается в смертельной опасности!

Гайдар А. П. Судьба барабанщика : [для среднего школьного возраста] / А. Гайдар ; художник В. Дугин. ‒ Москва : Искателькнига, 2018. ‒ 77 с. ‒ (Библиотечка школьника). ‒ 978-5-9905784-8-7. ‒ Текст (визуальный) : непосредственный.

2.2.2.jpg

«Чук и Гек» (6+)

Отец-геолог отправляет письмо с приглашением своей семье, надеясь, что она быстро дойдет до адресатов. Мама, узнав о планах отца, отправляется за билетами на поезд. В это же время почтальон доставил новую телеграмму, содержание которой стало тайной для Чука и Гека: братья подрались и случайно выбросили телеграмму из окна. Так началась путешествие близнецов и их мамы, которые отправились на север, не зная, что их ожидает. Что же было написано в потерянной телеграмме?

Гайдар А. П. Чук и Гек : повесть и рассказы : [для среднего школьного возраста] / А. Гайдар ; художник В. Дугин. ‒ Москва : Либри пэр бамбини, 2019. ‒ 60, [2] с. : ил. ‒ (Библиотечка школьника). ‒ 978-5-00054-204-0. ‒ Об авторе: с. 2. ‒ Текст (визуальный) : непосредственный.

3.3.3.jpg

«Пусть светит» (12+)

Глава семейства, пропустив ужин, не появлялся дома гораздо дольше, чем обычно. Ефим, прислушиваясь к звукам ночного города, услышал звуки самолёта, что было необычно для их местности. Вдобавок к этому внезапно пропадает свет. Мальчик не мог представить, что через час ему придётся бежать из собственного дома. Внезапно напавшие враги вынудили семейство спрятаться в лесу, а Ефим ради спасения целого поселения проявляет мужество и отвагу.

Гайдар А. П. Пусть светит : рассказы : [для среднего школьного возраста] / А. Гайдар ; худ. В. Дугин. ‒ Москва : Искательпресс, 2015. ‒ 61 с. ‒ (Библиотечка школьника). ‒ 978-5-00061-137-1. ‒ Текст (визуальный) : непосредственный.

4.4..jpg

«Дальние страны» (12+)

В родном селе Петьке с Васькой скучно и порой нечем заняться. Главные герои мечтают о приключениях в неведомых странах. Они полны рвения и энтузиазма, стремятся получить необходимые для путешествия знания. Но мальчишки наблюдают, как преобразования происходят прямо у них на глазах. Испытывая восторг и волнение, они становятся свидетелями развития собственного села, которое происходит благодаря усилиям тех, кто верит в свои силы и стремится к переменам.

Гайдар А. П. Дальние страны : [для среднего школьного возраста] / А. Гайдар ; худож. В. Дугин. ‒ Москва : Либри пэр бамбини, 2015. ‒ 61, [2]с. : ил. ‒ (Библиотечка школьника). ‒ 978-5-00054-029-9. ‒ Текст (визуальный) : непосредственный.

На фото и при подготовке материала использованы книги из фонда библиотеки:

  1. Гайдар А. П. Дальние страны : [для среднего школьного возраста] / А. Гайдар ; худож. В. Дугин. ‒ Москва : Либри пэр бамбини, 2015. ‒ 61, [2]с. : ил. ‒ (Библиотечка школьника). ‒ 978-5-00054-029-9. ‒ Текст (визуальный) : непосредственный. 12+

  2. Гайдар А. П. Мальчиш ‒ Кибальчиш : рассказы : для младшего школьного возраста / А. Гайдар ; худож. В. Дугин. ‒ Москва : Искательпресс, 2016. ‒ 61, [2] с. : ил. ‒ (Библиотечка школьника). ‒ 978-5-00061-161-6. ‒ Текст (визуальный) : непосредственный. 6+

  3. Гайдар А. П. Пусть светит : рассказы : [для среднего школьного возраста] / А. Гайдар ; худ. В. Дугин. ‒ Москва : Искательпресс, 2015. ‒ 61 с. ‒ (Библиотечка школьника). ‒ 978-5-00061-137-1. ‒ Текст (визуальный) : непосредственный. 12+

  4. Гайдар А. П. Судьба барабанщика : [для среднего школьного возраста] / А. Гайдар ; художник В. Дугин. ‒ Москва : Искателькнига, 2018. ‒ 77 с. ‒ (Библиотечка школьника). ‒ 978-5-9905784-8-7. ‒ Текст (визуальный) : непосредственный. 12+

  5. Гайдар А. П. Тимур и его команда : [повесть : для среднего школьного возраста] / А. Гайдар ; художник Б. Игнатьев. ‒ Москва : Искателькнига, 2019. ‒ 62, [1] с. : ил. ‒ (Библиотечка школьника). ‒ 978-5-9908059-3-4. ‒ Об авторе: с. 2. ‒ Текст (визуальный) : непосредственный. 6+

  6. Гайдар А. П. Чук и Гек : повесть и рассказы : [для среднего школьного возраста] / А. Гайдар ; художник В. Дугин. ‒ Москва : Либри пэр бамбини, 2019. ‒ 60, [2] с. : ил. ‒ (Библиотечка школьника). ‒ 978-5-00054-204-0. ‒ Об авторе: с. 2. ‒ Текст (визуальный) : непосредственный. 6+

  7. Жизнь и творчество А. П. Гайдара : материалы для выставки в школе и детской библиотеке / сост., вступ. ст. Н. И. Рыбаков, оформ. Г. Ордынский. ‒ 2-е изд., доп. и перераб. ‒ Москва. : Дет. лит., 1984. ‒ 18 с. : 23 фото. ‒ (Выставка в школе). ‒ Текст (визуальный) : непосредственный.


Комментарии (0)

Добавить комментарий