Что такое зависть?

19 июня 2020
1_risunok.jpg

Что такое зависть?

Это смесь гнева, неудовлетворённых желаний и заниженной самооценки.

Отчего появляется зависть?

Это яркое чувство выражает внутренний страх быть менее значимым в глазах других.


Как распознать зависть?

  • Разрушительные действия: Ребёнок умышленно в гневе ломает чужую игрушку, потому что у него такой нет, или портит поделку, за которую другой ребёнок получил похвалу.
  • Критика: Малыш принижает успехи других детей, понижает ценность вещей, которым завидует. Например, «У Димы машинка некрасивая, у меня дома есть красивее», «Ну и что, что он победил, я всё равно бегаю быстрее» и т.п.
  • Игнорирование: Ребёнок старается не играть с желаемым предметом, создавая умышленную дистанцию, стараясь защитить себя от разрушительного чувства.
  • Имитация: Малыш всё время говорит родителям о желаемом объекте, представляет, как будет с ним играть, демонстрирует близким выдуманные действия.
  • Маскировка: выражена у детей от 7 до 16 лет. Ребёнок не проявляет открытую зависть успехам или приобретению чего-то желаемого другими, однако проявляет бурную реакцию на провал или поломку желаемой вещи.
2_risunok.jpg

Почему дети завидуют?

Чем ниже у ребёнка самооценка, тем выше уровень проявления зависти. Именно поэтому ни в коем случае нельзя стыдить ребёнка за его чувства и поведение. Осуждением можно добиться только отстранения ребёнка, понижения его самооценки, замкнутости и усугубления процесса зависти.


Так ли плоха зависть?

Принято считать, что зависть – априори плохое чувство, которое испытывать нежелательно. Зависть является проблемой только в том случае, когда она затяжная. Здоровая зависть – это замечательно! Именно благодаря мимолётным вспышкам зависти у людей появляется стимул быть более активными и не

останавливаться на достигнутом результате. Таким образом, получается, что здоровая зависть – двигатель прогресса.

О чём сигнализирует зависть?

Принято считать, что зависть говорит о желании получить что-то ценное, будь то предмет или социальный статус (например – популярность).

3_risunok.jpg

Рассмотрим это чувство более детально.

Для маленького ребёнка зависть – естественное чувство. Дети по своей природе эгоцентричны. Если у малыша зависть возникает эпизодически, то не стоит волноваться, как правило, это говорит об очередном этапе взросления, который показывает ребёнку, что существуют не только его желания, но и желания других людей.

К подростковому возрасту эгоцентризм уходит, и чувство зависти заметно слабеет.

Если же вы замечаете, что зависть не снижается, а, наоборот, с возрастом становится сильнее, обратите более пристальное внимание на ребёнка.

Вероятно, ребёнку не хватает внимания: повышенный уровень зависти, направленный на материальные ценности, сигнализирует о нехватке родительского внимания, заботы и участия. То есть ребёнок пытается компенсировать неудовлетворённые базовые потребности во внимании. На этом этапе происходит искажение проявления любви от эмоционального к материальному: вместо эмоций от родителей ребёнок получает желаемый подарок, доказывающий, что его любят. Ребёнок не остановится в материальных желаниях, пока родители не компенсируют нехватку эмоций в отношениях с ребёнком.

Заниженная самооценка заставляет ребёнка сомневаться в своей ценности в глазах родителей и окружающих. Таким образом, получается, что родители сами провоцируют проявление зависти к окружающим со стороны детей тем, что сравнивают своего ребёнка с другими («Смотри, Ксюша уже умеет читать, а у тебя всё никак не получается…»). В этой ситуации удачи и достижения других воспринимаются как сигнал: «я хуже», «я не достоин» и т.п.

Проявление зависти со стороны авторитетного человека. Получается, что ребёнок в семье учится завидовать окружающим, копируя поведение и отношение к миру своих родителей. Обратите внимание на то, о чём вы разговариваете при ребёнке. Если вы обсуждаете с мужем, что соседи купили машину лучше, чем ваша, то и ваш ребёнок начнёт сравнивать свои игрушки с игрушками друзей.

4_Risunok.jpg

Что делать?

1) Не сравнивайте своего ребёнка с другими, наоборот, отмечайте его даже малейшие достижения. Научите сравнивать ребёнка только с самим собой («У тебя здорово получается читать! Ещё в прошлом месяце ты не умела, а сейчас я поражаюсь твоим успехам! Так держать!»).

2) Окружите ребёнка любовью, чаще играйте с ним, проводите время с семьёй. Уверенность в том, что его любят, будет формировать здоровую самооценку, с которой зависть будет эпизодической.

3) Примите чувства своего ребёнка. Не осуждайте его. Демонстрируйте, что вы понимаете его и слышите.

4) Подскажите, как ему можно достичь желаемого.

5) Беседуйте с ребёнком и направляйте его энергию в созидательное русло, помогая ему становиться лучше.

Как только ваш ребёнок научится радоваться за ближнего, он перестанет расходовать свою энергию на изматывающие переживания и сможет направить её на достижение собственных успехов.


Список рекомендуемой литературы:

1. Данилова Ирина Семеновна. «Бабушка, что такое Зависть?» : [для детей дошкольного и младшего школьного возраста] / Ирина Данилова ; художник Леонид Гамарц. - Москва : Капелька, 2018. - 29 с. : цв. ил.

2. Грецов А.Г. «Практическая психология для мальчиков, или Будь сильным и успешным» / А. Г. Грецов. - СПб. : Питер, 2006. - 208 с. с.

3. «Правила Жизни» / Януш Корчак. Издание 2-е. – М. : «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2013. – 160 с.: ил.

4. «Я познаю мир: Психология : Детская энциклопедия» / Авт. текста Е.В. Селезнева. - М. : АСТ ; Астрель, 2001. - 432 с.



Комментарии (0)

Добавить комментарий