Маршаковцы побывали в старинном селе Усть-Вымь

5 июня 2023

Сотрудники Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака в рамках методического дня посетили одно из старинных коми сёл – Усть-Вымь.

4.jpg

История становления и развития этого села неразрывно связана с именем миссионера и крестителя Коми земли Стефана Пермского.

Библиотекари побывали в доме-музее коми быта, трёх храмах старинного села и районном краеведческом музее. Экскурсоводы погрузили коллег в историю христианства северного края и культурные особенности района, расположенного западнее столицы Республики Коми на границе с Архангельской области.

13.jpg 15.jpg

В XIII-XIV веках с целью упрочения господства Москвы на Вычегде князь Дмитрий Донской стремился распространить христианство среди языческого населения Коми. Проводником этой политики явился уроженец Великого Устюга Стефан Храп (позднее епископ Пермский), который в 1372 году создал древнюю коми азбуку и в 1379 году прибыл на устье реки Выми. Место было выбрано не случайно – здесь, на перекрёстке речных путей находилась одна из главных «кумирниц» пермян. Миссионер сжёг языческую святыню. Им также была срублена и сожжена почитаемая местным населением священная берёза.

В 1383 была образована Пермская епархия, а Стефан стал епископом Пермским. С этого времени начинается расцвет «владычного городка» Усть-Выми, ставшего административным и религиозным центром огромного края.

1.jpg 3.jpg

Стефан разворачивает обширное строительство. Деревянные церкви были одними из первых на Коми земле. Стефан, зная древнекоми язык, положил начало книгописанию на этом языке, открыл первую школу в Усть-Вымском Михайло-Архангельском монастыре для подготовки священнослужителей, занимался иконописью. Преподавание в школе велось на пермском языке. Именно здесь в конце XVI – начале XVII веков была написана уже цитировавшаяся Вычегодско-Вымская летопись – единственный дошедший до нас летописный свод, созданный на Коми земле. Стефан Пермский умер в 1396 г. в Москве. Ещё с XV века Русской православной церковью он почитался как святой.

Усть-Вымь жила и развивалась. При преемниках Стефана – Исаакии (1397 1416), Герасиме (1416 1443), Питириме (1443 1455), Ионе (1456 1470) и Филофее (1471 1501) продолжалась христианизация Коми края. Ко времени Филофея относятся и первые описания Усть-Выми как поселения. Но постепенно значение Усть-Выми начинает падать. Влияние Московского государства распространилось на зауральские племена, и они перестают совершать набеги на Коми землю, теряет своё значение Новгород, и прекращается междоусобная борьба за вычегодские и двинские земли. В конце XV века епархия получает название Пермской и Вологодской, а её центр постепенно перемещается в Вологду.

8.jpg

Время и пожары не пощадили усть-вымскую старину. В начале XVIII века в Усть-Выми начинается каменное церковное строительство. Первый из них появился в 1711 1712 годах на месте сгоревшей Никольской церкви. «В одной связи» с церковью была каменная колокольня. Затем на соседнем, «городищенском», холме были воздвигнуты Благовещенский и Стефановский одноэтажные храмы. В 1795 г. была построена Михайло-Архангельская церковь на «посадском» холме. Она заменила одноимённый деревянный монастырский храм.

К сожалению, великолепие Усть-Вымского церковного ансамбля сегодня можно увидеть только на старых фотографиях. Бездумно разрушены Благовещенская и Вознесенская церкви, колокольня, утрачены могилы пермских святых. Уцелели лишь Стефановская и Михайло-Архангельская церкви. Долгие годы они стояли в запустении, медленно разрушаясь. И лишь в 80-е годы были отреставрированы. Сегодня в Усть-Выми можно увидеть церкви XVIII века. Стефановский и Михайло-Архангельские храмы старейшие каменные строения на территории Республики Коми.

14.jpg

В конце XIX – начале XX вв. Усть-Вымь – большое волостное село. В 1916 г. в нём было более 200 дворов и более 1300 жителей (вместе с Заручьем и Архангельской пустынью). Село сильно разрослось, далеко выйдя за пределы своей исторической части. Жители его испокон веков занимались землепашеством, держали скот. Но одним земледелием было не прожить, и устьвымичи промышляли охотой и рыбной ловлей, уходили на заработки, занимались ремёслами.

До наших дней довольно хорошо сохранилась жилая застройка и планировка старой части села. Недалеко от Михайло-Архангельской церкви стоит отреставрированный в 1988 г. крестьянский дом, построенный в 80-е годы XIX века. Он принадлежит к одному из распространённых типов коми крестьянского жилища. Дом поставлен без фундамента, на «стульях» (чурбаках по углам сруба). Стены сложены из сосновых брёвен, крыша покрыта тёсом, положенным на «самцы». С крыльца вы попадаете в сени, делящие дом на жилую и хозяйственную части. Соединение под одной крышей жилых и хозяйственных помещений – одна из особенностей коми крестьянского жилища. Хозяйственный двор – двухъярусный: внизу помещался хлев, а наверху сеновал (тут же хранился и хозяйственный инвентарь), куда с улицы вёл взвоз. Жилое помещение обычно делилось на летнюю и зимнюю избы. Здесь восстановлен интерьер жилой горницы с русской печью, полатями, лавками по стенам.

Историческое село Усть-Вымь сегодня обретает новую жизнь. В селе создан музей-заповедник. В честь 600-летия села установили памятник – птицу счастья – работу скульптора Владимира Рохина. Это двенадцатиметровый металлический столб, увенчанный флюгером в виде железной птицы.

5.jpg

При посещении историко-этнографического музея, который располагается в здании земской больницы, сотрудники библиотеки познакомились с основными периодами истории села, которая включает в себя пять основных экспозиций: «Святитель Стефан Пермский»; «Владычный город Усть-Вымский, монастырь и посад»; «Торговля и ремесло Усть-Выми XVIII – нач. ХХ в. Герасимовская ярмарка»; «Усть-Вымь 1917 1945 гг.» (материалы о революционных событиях, установлении советской власти); «Усть-Вымь 1946 – 1996 гг. Усть-Вымь послевоенная» (материалы об истории села в послевоенное время, о людях, которые внесли вклад в развитие села, района и Коми АССР).

Усть-Вымь была большим торговым селом. С конца XVII века проводилась ежегодная Герасимовская ярмарка. В 1908 году здесь было 25 лавок. Торговали изделиями местных кустарей, привозной посудой, утварью, тканями, но в основном продукцией скотоводства. В конце XIX – начале XX вв. торговый оборот значительно вырос. В селе появляются свои торговцы из разбогатевших крестьян, открывающие постоянные лавки. Наиболее крупным из них был купец П.Г. Камбалов. Он торговал не только привозным товаром, но и наладил скупку изделий местных ремесленников, производство калачей, пряников.

12.jpg

В 1861 г. в селе была открыта начальная церковная школа, помещавшаяся в доме местного священника В 1887 г. появилась мужская образцовая двухклассная, а в 1896 г. одноклассная женская церковно-приходская школы. В 1913 г. в Усть-Выми в торжественной обстановке было открыто земское высшее начальное училище, где училось более 80 детей со всей округи. Школы располагались в приспособленных зданиях, не сохранившихся до наших дней. Зато сохранился комплекс зданий земской больницы, одной из первых в уезде. Это один из немногих дореволюционных памятников, связанных с медициной, сохранившихся в Республике Коми.

В 1916 году в Усть-Выми было более 200 дворов и более 1300 жителей. Село сильно разрослось, далеко выйдя за пределы своей исторической части.

9.jpg

22 июля 1918 года в Усть-Выми был создан волостной исполком, который возглавил М.Г. Амосов. 22 августа 1921 года в составе автономной области Коми был образован Усть-Вымский уезд, охватывавший территорию нынешних Усть-Вымского, Удорского, Княжпогостского районов с населением 43 тыс. человек.

С 1920-х до 1943 года Усть-Вымь была центром района. В 1930 году в селе располагались районные учреждения, больница зубоврачебный кабинет, консультация женщин и детей, аптека, библиотека, изба-читальня, пристань, молочная артель и др. В 1970 году в селе жили 1137 человек, в 1979 – 1089 человек, в 1989 – 1061 человек, из них 62% коми, 30% русские; в 1992 – 1007 человек, в 2000 – 902 человека в 348 хозяйствах, 2021 год – 838 человек.

Коллектив библиотеки благодарит сотрудников историко-этнографического музея за тёплый приём и интересную экскурсию по селе Усть-Вымь.


Дополнительные материалы:

Маршаковка рассказывает о зарождении коми письменности.

Маршаковка вспоминает автора знаменитой комедии «Свадьба с приданым».

Сегодня День коми языка и письменности.

Библиографический список:

Бондаренко О. Е. Рассказы по истории Коми края : для младшего и среднего школьного возраста / О. Е. Бондаренко ; худож. А. В. Мошев, Г. Н. Шарипков, М. В. Витязев. – 2-е изд., доп. – Сыктывкар : Анбур, 2021. – 199 с.

Гагарин Ю. В. Усть-Вымь / Ю.В. Гагарин. – Сыктывкар : Коми кн.изд-во, 1980. – 111 с.

Жеребцов И. Л. Популярная история Республики Коми / И.Л.Жеребцов, Н.В. Мельникова ; ил. М. Беллон. – Сыктывкар : Коми республиканская типография, 2016. – 135 с.

Земля Стефана Пермского : духовная история и святыни Коми края / отв. ред. И. Иванов ; авт.-сост. М. Сизов. – Сыктывкар : Эском, 2008. – 207 с.

Исследователи коми языка : Биобиблиографический указатель / Н. И. Гуляева, А. Г. Мусанов, Г. А. Некрасова и др. ; ред. О. И. Некрасова, Г. В. Пунегова. – Сыктывкар : Анбур, 2017. – 351 с.

История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы : исследования и материалы. - Сыктывкар : СГУ, 1996. – 158 с. – К 600-летию со дня преставления Стефана Пермского.

Коми язык: от анбура Стефана Пермского до настоящих дней : сборник документов по истории коми народа и развития коми языка от создателя первой коми азбуки Стефана Пермского до настоящих дней / Мин-во нац. политики Республики Коми ; [сост.: Е. Н. Рожкин, М. В. Таскаев]. – Сыктывкар : Кола, 2010. – 270 с.

Котылев А. Ю. Стефан Пермский и его время : личность в эпоху Православного Возрождения XIV-XVI веков / А. Ю. Котылев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Коми государственный педагогический институт, Национальный музей Республики Коми, Российское общество интеллектуальной истории. – Сыктывкар, 2013. – 303 с.

Лимеров П. Ф. Образ св. Стефана Пермского в письменной традиции и в фольклоре народа коми : [монография] / П. Ф. Лимеров ; Российская акад. наук, Уральское отд-ние, Коми науч. центр, Ин-т яз., лит. и истории. – М. : Наука, 2008. – 254 с.

Лыткин Г. С. Зырянский край при епископах Пермскихъ и зырянский языкъ.1383-1501 : Пособие при изучении зырянами русского языка / Г. С. Лыткин. – репринтное изд. СпБ,1889 г. – Можайск : Полярная звезда, 1995. – 464 с. – 600-летию апостольских деяний просветителя Земли Коми св.Стефана Пермского посвящается. – Экземпляр в багодарение Господину.

Мартынов В. И. Перымса Стефансянь миян нэмӧдз = От Стефана Пермского до нашего века : Листая страницы коми литературы: На коми яз. / В. И. Мартынов. – Сыктывкар : Коми кн.изд-во, 1997. – 142 с.

Наследие Стефана Пермского : духовная история и святыни Коми края / [авт.-сост. И. В. Иванов]. – Сыктывкар : Эском, 2016. – 286 с.

Премудрый Епифаний. Житие Стефана Пермского : научно-популярное издание / Епифаний Премудрый ; перевод с древнерусского, предисл., примеч., справ. мат-л, коммент. Г. И. Траспольского ; ред. П. М. Столповский ; худож. В. В. Токарев. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1993. – 176 с.

Расторгуев А. П. Успение Стефана Пермского : Драматическая поэма / А. П. Расторгуев. – Сыктывкар : Коми кн.изд-во, 1996. – 128 с.

С именем Стефана : Пермская епархия: страницы истории : к 630-летию Пермской епархии / [авт.-сост.: Котылева И. Н., Котылев А. Ю., Рогачев М. Б. ; под ред.: И. Л. Жеребцова, И. Н Котылевой]. – Сыктывкар, 2013. – 55 с.

Святитель Стефан Пермский : К 600-летию со дня представления / Ред. Г. М. Прохоров. – СПб. : Глаголь, 1995. – 279 с. – (Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях).

Сказание о святом Стефане : свод разнообразных преданий, историй и сведений о жизни и трудах святителя Стефана Епископа Пермского.... – Сыктывкар : Вятка, 1992. – 88 с.

Стефан Пермский и современность = Перымса Стефан да ӧнiя кад : Сб.статей:На рус. и коми яз. – Сыктывкар : КНЦ УрО РАН,ин-т языка,литературы и истории, 1996. – 108 с.

Уляшов О. И. Образ Стефана Пермского в традиционных представлениях коми: Доклад на заседании президиума Коми науч.центра УРО Рос.акад.наук / О. И. Уляшов. – Сыктывкар, 1997. – 20 с.

Христианство и язычество народа коми / оформ. В. В. Кудаков ; Сост.и науч.ред. Н. Д. Конаков. – Сыктывкар : Коми кн.изд-во, 2001. – 240 с.

Статьи:

Бондаренко О. Е. Перым Степан да коми йöзöс Кристос эскöмö пыртöм / О. Е. Бондаренко ; вуджöдiс Е. Козлова // Йöлöга. – 2010. – Рака 19-öд лун [19 марта]. – Л. б. 8-9 : фот. – Пер. загл.: Стефан Пермский и христианизация коми народа. – На коми яз.

Втюрина Л. З. Коми гижöдлы – 640 во / Л. З.Втюрина // Йöлöга. – 2012. – Ода кора 25-öд лун [25 мая] (№ 21). – Лист бок 10-11. – Пер. загл.: Коми письменности 640 лет. – На коми яз.

Кряжевская Е. Локтiс Ёгор – мытш пукавны некор / Е.Кряжевская // Йöлöга . – 2009. – Ода-кора 8-öд лун [8 мая] (№ 19). – Л. б. 13. – Пер. загл.: Пришёл Егор – отдыхать некогда. – На коми яз.

Леготина Ю. Чем Усть-Вымь славится / Ю. Леготина ; фото автора // Радуга. – 2011. – 26 февр. (№ 4). – С. 3.

Лушкова О. А. Коми гижӧд лун / О. А. Лушкова // Йöлöга. – 2019. – Ода-кора 24-öд лун [24 мая] (21 №). – 7 лист бок. – Пер. загл.: День коми письменности. – На коми яз.

Минаева Г. В. По стопам Святого Стефана / Г. В. Минаева ; фото автора // Радуга. – 2013. – 18 окт. (№ 20). – С. 8

Нестерова А. Н. Перымса Степан туйöд / А. Н. Нестерова // Йöлöга. – 2017. – Урасьöм 10-öд лун [10 февр.] (№ 6). – Лист бок 6-7. – Пер. загл.: По пути Стефана Пермского. – На коми яз.

Перымса Степанлöн кок туйöд / снимокъясыс Елена Чугаевалöн // Йöлöга. – 2019. – Лöддза-номъя 14-öд лун [14 июня] (24 №). – 10-11 лист бокъяс. – Пер. загл.: По следам Стефана Пермского. – На коми яз. – Подписано: Миян корр.

Храмович Л.А. Кодi тöдö «аз» да «буки»? / Л.Храмович ; комиöдiс Екатерина Микушева // Йöлöга. – 2019. – Ода-кора 31-öд лун [31 мая] (22 №). – 6-7 лист бокъяс. – Пер. загл.: Кто знает «аз» и «буки»?. – На коми яз.

При написании статьи использованы материалы интернет ресурсов:

Усть-Вымь, страницы истории

Усть-Вымь (Емдiн)

Информационный портал МР «Усть-Вымский»

Историко-этнографический музей села Усть-Вымь. Культура.РФ

Село Усть-Вымь: здесь побывал сам Робинзон Крузо. Наш Урал

Памятники архитектуры Усть-Вымского района. Культурная карта Республики Коми


Комментарии (0)

Добавить комментарий