Маршаковцы обсудили в литературном клубе тему вранья и правды

29 октября 2022

Специалисты Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С. Я. Маршака собрались в октябре на очередное заседание книжного клуба «Вересковый мёд», чтобы обсудить творчество Анны Игнатовой. Они подробно остановились на книге для младших подростков «Верю ‒ не верю».

Главный герой повести Лёша Никитин попадает в страну Семи Сов, где никто и никогда не врёт. Все говорят только правду. У жителей даже документов нет, они не нужны – все друг другу верят. Никто не обманывает. Нет кассиров и билетов, и контролёров тоже нет. И полиции нет ‒ преступники сами признаются и отрабатывают вину. Здорово же, подумают многие…

Лёша тоже сначала удивлялся, недоумевал и даже раздражался, сталкиваясь с доверчивой наивностью Ивы ‒ девочки, которая нашла его в лесу и опекала, хоть Леша и старше Ивы на три года. Но постепенно Лёше понравилось в этом мире. Тем более, что он прослыл талантливым небылочником, пересказывая прочитанные в своём мире книги. Потому что художественной литературы, сказок, детективов, фантастики в мире Семи Сов не существует ‒ ведь это неправда, выдумка.

Во второй части книги история разворачивается с точностью до наоборот. Уже не Алёша, а его подруга Ива из правдивого мира оказывается в нашей реальности, в самой обычной средней школе. Оказывается, кристально правдивому человеку куда сложнее жить в нашем мире, чем вруну среди правдолюбов… Так где же лучше? А в каком мире хотели бы жить вы? ‒ так и хочется задать вопрос юным читателям, советуя книгу Анны Игнатовой или обсуждая её на занятии.

W5nidcrculw_1.jpg

Маршаковцы поговорили о теме вранья в детской литературе, ведь идея о взаимоотношениях правды и лжи и о преимуществах первой перед второй не раз и не два звучала в детской литературе, начиная с русских народных сказок. Вспомнили библиотекари авторские сказки Джанни Родари «Джельсомино в стране лжецов» или Софьи Прокофьевой «Сказка о ветре в безветренный день», где правдивые граждане разоблачают вышестоящих врунов. Поговорили и о сказке Г.-Х. Андерсена «Новый наряд короля», где все лгали из опасения показаться глупыми или занимающими неподобающую должность. Так или иначе, суть классической литературы в том, что лгать – это плохо и лучше всего говорить только правду.

В книге Анны Игнатовой не всё так однозначно. Оказывается, способность не говорить и не мыслить ничего, кроме правды, начисто исключает любую выдумку, а это значит, что даже сказка про Колобка воспринимается как настоящий триллер.

Все эти рассуждения в «Верю ‒ не верю» вокруг правды и лжи заставляют задуматься и о лжи во спасение. Имеет ли она право на существование? Герои книги отвечают на вопрос по-своему, а у юных читателей появляется повод для размышлений и сопоставлений со своими вопросами и проблемами!

« — Правда – это хорошо, не расстраивайся. Только не все хотят её слышать и не всем она нужна. И знаешь, это странно, но правда может быть хуже вранья. Да-да, такое может быть. Мне никак не найти пример, чтобы ты поняла. Но я чувствую, что это может быть так.

— Как всё сложно у вас. Но мне нравится ваш мир, Лёша. И песни очень красивые…»

Сюжет книги целиком и полностью вертится вокруг проблемы правды и лжи, размышлений и рассуждений о том, каким быть лучше: правдивым или не очень. Несмотря на это, в истории совершенно нет морализаторства или назидательности.

Отметили библиотекари Маршаковки и хороший русский язык повествования.

Главному герою книги 12 лет, наверно это вполне подходящий возраст и для читателя сказки «Верю – не верю». Также книга будет хороша для общего семейного чтения, поскольку даёт множество поводов для интересных рассуждений об этике и принципах человеческих взаимоотношений.

Использованы материалы ст. Е. Шафферт сайта «Книгуру».

*Анна Игнатова поэт и прозаик из Санкт-Петербурга, автор знаменитых стихотворений «О слонах, троллейбусах и принцах», «Вышла старушка из дома», сказки для младших школьников «Королевство М», «Чтение 3D» (в переиздании «Лиловый слон»), психологической сказки «Принцесса Торнада» и подростковой повести «Ураган в подарок».


Комментарии (0)

Добавить комментарий