sANDPLAY

В Национальной детской библиотеке Республики Коми им. С.Я. Маршака еженедельно проводятся развивающие занятия «Волшебная песочница», рассчитанные на детей от 3 до 5 лет.

IMG_0761.JPG AsT4tbddj5E.jpg

Для чего это нужно?

Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств, так как песок имеет очищающие энергетику свойства.

Модификация sandplay (с маленькой «s») это развивающие игры в песке, ориентированные на разные задачи (песочная терапия в контексте арт-терапии, сказки на песке, медитации на песке и др.).

По мнению Жана Пиаже, игра основной способ развития детей в дошкольном возрасте.

Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создаёт «зону защиты» для ребёнка. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

Карл Густав Юнг говорил: «Бывает, руки справляются с загадкой, против которой интеллект бессилен».

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».


Игротерапия

Ребёнка песок и вода притягивают как магнит, автоматически пробуждая непосредственную игру. Большинство детей, попадая в кабинет песочной терапии, тут же подходят к подносам с песком, к полкам с многочисленными объектами, чтобы поиграть с ними. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребёнку форма деятельности. Что же происходит с ним, когда он играет в песок? Ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком.

KgMASoWAj0Y.jpg DQ7sxHUlm04.jpg

Достоинства песочной игротерапии:

  1. существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
  2. в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта»;
  3. в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;
  4. совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;
  5. песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.

«Песочный» опыт

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное, приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке всё заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке ребёнком может и не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует (интегрирует) новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда можно заметить в поведении ребёнка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом осуществляется «круговорот переносов в природе» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева). Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.

JVyyjsFTPZQ.jpg SpTizuhcaao.jpg

«Песочные» встречи в Маршаковке проводит ведущий психолог Наталья Олеговна. За подробностями можно обратиться по телефону: (8212) 28-64-44 (доб. 317).

Для создания статьи использовались следующие материалы:
Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.
– СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 80с.
Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.