В Сыктывкаре есть памятный знак, напоминающий горожанам о первых добровольцах, ушедших на Великую Отечественную войну. О нём сегодня рассказывает Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака.
Памятный знак представляет собой большой камень с закреплённой на нём плитой. Установлен он в 2006 году на окраине Кировского парка возле спуска к реке Сысола по улице Куратова. Материал – красный гранит. Предполагается, что на месте закладного камня со временем появится памятник.
На плите написано, что 23 июня 1941 года на пароходе «Бородино» из Сыктывкара отправились защищать Отечество первые добровольцы. За годы войны от городского причала ушло более трёхсот таких судов, на которых на фронт отправились более 50 тысяч защитников Родины. А в мае 1945 года сюда прибыл первый пароход с победителями, который встречала вся столица Коми края.
Вид Сыктывкара с самолёта. На переднем плане городская пристань
Надо сказать, что до войны речной вид транспорта в Сыктывкаре был основным. Ещё не было железнодорожного сообщения, поэтому все перевозки осуществлялись речным транспортом до Котласа, а уже оттуда на поездах к месту назначения.
После войны, в 1952 году, на реке появился двухэтажный дебаркадер, украшенный со стороны города большой аркой с надписью «Пристань» и скульптурами гребцов в нишах. Перед воротами был воздвигнут памятник В.И. Ленину. Это было в начале улицы Куратова.
Пассажирский речной транспорт в Сыктывкаре успешно работал до начала 1980-х годов. Сейчас в Сыктывкаре пристани нет. Сысола сильно обмелела и судоходство прекращено.
О сыктывкарском причале и пароходах, ходивших по Сысоле и Вычегде во время войны и послевоенное время, в своих произведениях упоминали писатели нашей республики.
Нина Куратова в своём рассказе «Потеряла коня» поделилась воспоминаниями о военном детстве. В мае 1944 года они с матерью на лошадиных подводах ездили за зерном в Пустошь. Обратно с грузом в своё село Нина должна была вернуться одна, а мама запланировала добраться до Сыктывкара. Там её ждал боевой товарищ мужа, который после побывки дома возвращался на фронт, в Карелию, под город Кандалакша. Мама собрала для мужа небольшую посылочку: шерстяные носки и варежки, сушёную морковь и сало. И самое главное – она должна была передать привет-поклон от всех родных. До Сыктывкара предстояло добираться на пароходе. «В это время пароход до самой пристани уже приблизился, подал сигнал, выпустил из трубы чёрный дым. Причалили, выпустили трап, и вот мама, с рюкзаком на спине, поднимается по трапу». Так по Сысоле добирались жители сысольских сёл до столицы Коми края.
Повесть «Ну, залётные!...» Ивана Торопова начинается с описания парохода, стоящего на городской пристани. «Белым дивом застыл у пристани пароход, и сравнить бы его с лебедем, если б не отдувался он паром, тяжело и сердито – будто предупреждал толпу на дебаркадере.<…> я уже прочитал и название парохода, такое необычное, заманчивое и простое – «Коми колхозник». <…> Чуть погодя мы с Лёнькой обшарили все закоулки парохода. Мы долго удивлялись, как однообразно, с неуёмной силой работают машины, как вертят огромные колёса с толстыми плахами-лопастями. Машина тащит всю эту железную махину, и всю толпу в придачу. <…> Ну до чего хорош голос у «Коми колхозника»! Густой, звонкий, многоцветный, как радуга. Загудит – так всё живое всколыхнётся, повернёт голову к реке».
Автор описывает, как много пассажиров берёт пароход в рейс. Главный герой по этому поводу рассуждает: «Ведь ехать всем надо. А пароходов много ли? Говорят, их на Волгу угнали, там за войну перетопили все…».
Иван Торопов описывает и городской парк: «Свежий ветер гуляет по палубе. Яркое солнце, будто тоже сильно уставшее за длинную войну, уже накренилось к вечеру <…> Как хорош городской парк на высоченной круче! Весь такой пышный, зелёный… нарядный… <…> Видишь, справа, как Эжва (прим: с коми – Вычегда) прёт, широченная какая… Войдём в неё – и прощай Сысола».
Анатолий Саков в своём автобиографичном романе «Вовкины звездопады» описывает Сыктывкар 1940-50-х годов. Он пишет, что самое оживлённое место Сыктывкара – речная пристань. «Это ворота города. На крутом берегу под раскидистыми тополями стоит синий просторный павильон речного вокзала, весь залепленный осваговскими плакатами. Всю навигацию вокзал переполнен <…> Через Сысолу, напротив речного вокзала, – песчаное намывное плато, за ним просматриваются дома посёлка Заречье».
Автор упоминает интересный случай: «Как-то в конце мая по большой ещё воде пришёл флагман Северного пароходства «Александр Пушкин»: длиннющий, высоченный, изукрашенный огнями, с шикарным шлейфом чёрного дыма из жарких труб, с шустрыми матросиками в тельняшках и с седеющим капитаном в белоснежном кителе, в фуражке «с крабом», со шкиперской фасонистой бородкой у штурвала – прямо вице-адмирал какой-то. Красавец-пароход еле втиснулся в сысольскую курью. <…> И вдруг раздался пароходный гудок. Не гудок – густой, мощный рёв».
О сыктывкарской пристани читатели Маршаковки упоминали в рассказе о современной улице Горького. Предлагаем посмотреть видеоэкскурсию, где читатели библиотеки исследовали город в поисках мест, связанных с именем писателя, публициста, драматурга, журналиста Максима Горького.
Комментарии (0)