5 января в Национальной детской библиотеке Республики Коми им. С.Я. Маршака пройдёт встреча с российским писателем Алексеем Владимировичем Бутусовым. В преддверии события Маршаковка поговорила с автором книг для детей и подростков.

– Как к Вам относятся ученики, любите ли Вы с ними общаться вне урока?
– Ученики относятся ко мне так же, как, наверное, и к любому учителю: в глаза – уважают, а за глаза могут и прозвище дать, и поюморить по поводу моих манер. И это нормально, я и сам не прочь поиронизировать насчёт своей персоны.
Мне гораздо важнее, чтобы ученики с уважением относились к предметам, которые я преподаю – русский язык и литература. Чтобы ценили русское слово, понимали его красоту и силу. Чтобы уважительно относились к изучаемым писателям, даже если произведение не понравилось.
Когда я начинал работать, то очень любил проводить время с ребятами вне уроков.
|
|
Мы вместе возвращались из школы домой, иногда по пути исследуя все ручьи, овраги, обращая внимание на красоту вокруг: заснеженные ели, первые цветы мать-и-мачехи, облака на небе. Сейчас, к сожалению, с такими нагрузками времени на это почти нет. Но мы находим возможность общения вне урока: у нас проходят занятия киноклуба «Кино со смыслом», где мы с ребятами смотрим и обсуждаем классику отечественного кинематографа, а ещё у меня есть кружок для пишущих детей – «Проба пера», где тоже есть возможность пообщаться на любимые темы. |
– Каким учеником были Вы сами?
– До 8 класса я особо не учился: уроки делал за пятнадцать минут, а отметки хорошие получал, потому что многое запоминал с уроков. Потом, конечно, пришлось вгрызаться в гранит науки. В школе очень любил литературу, конечно же, русский язык, а ещё увлекался краеведением, писал проектные работы по деревянному зодчеству малой родины. С родителями-художниками мы объехали всю Ярославскую область, и в девятом классе я написал путеводитель по окрестным сёлам и деревням, сопровождаемый фотографиями и рисунками. Помню, даже настольную игру-бродилку разработал по этому маршруту. Это было очень интересно.
– Повлияли ли учителя на Ваше творчество?
– Конечно же, учителя в школе поддерживали моё детское творчество. В 5-6 классе учительница литературы, Светлана Сергеевна, постоянно читала мои рукописные книжки и писала на них отзывы, порой критические, но добрые. Как-то учительница рисования вдруг объявила: «Дети, а сегодня на уроке изо мы будем рисовать иллюстрации к сказкам и рассказам Лёши Бутусова». Вот такой вот неожиданный сюрприз!
Я очень благодарен своим педагогам из Ярославского педагогического колледжа, где учился, за вдохновение и помощь в творчестве. Татьяна Юрьевна Бородкина, мой лучший учитель русского языка в жизни, до сих пор мой бессменный корректор книжек, которые выходят в Ярославле.
– На каких книгах Вы выросли, кто Вам близок сейчас?
– Я вырос на хорошей детской литературе советского периода. Ещё до школы родители мне по многу раз перечитывали рассказы Николая Носова и его повести «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», «Весёлая семейка». Помню, как-то на Новый год Дедушка Мороз принёс мне книжку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Обложка этой книги была такой удивительной, что у меня даже сомнений не возникло: её наколдовал добрый Мороз, в книжных магазинах такую дивную красоту не купить!
Также я обожал рассказы и повести Ирины Пивоваровой. «Верная собака Уран» для меня до сих пор является образцом качественной детской прозы.
|
Из авторов, которые мне близки сейчас, назову Владислава Крапивина (его я открыл уже будучи взрослым!), любил и люблю Константина Паустовского, Виктора Драгунского (уже став взрослым, понял, какой он глубокий автор!). Мне кажется, мои герои очень близки героям Нины Дашевской. Причём я сначала написал повесть «Шесть часов внеурочки», а потом уже прочитал «День числа Пи» Дашевской и удивился: надо же, как её герои напоминают по духу, по своим странностям моего Севу Ивасеева! |
|
И, конечно, знак качества современной литературы – Елена Габова. Благодаря Елене Васильевне я открыл для себя Сыктывкар и вашу библиотеку. А книга Петра Столповского «Дорога стального цвета» меня так впечатлила, что потом долго жил с ней в мыслях.
– Как считаете, должен ли детский писатель собственной жизнью служить примером для детей?
– Я бы не стал вообще применять слово «должен» по отношению к писателям. Писатель в нашей стране, надо это признать, несмотря на попытки ввести профстандарт, – это не профессия, а состояние души, призвание, хобби, равное делу жизни.
Поэтому писатель, детский он или не детский, имеет право жить так, как считает нужным сам. Пожалуй, единственное, что он должен, – это быть самим собой, не кривить душой, не прогибаться под кого-либо, быть верным своим жизненным принципам. И совершать ошибки писатель тоже имеет право, поскольку он прежде всего живой человек.
Ко мне иногда приходят дети с заявлениями: «А вы знали!!! Что Есенин! Пил и дрался!? А Пушкин знаете сколько долгов имел? А Некрасов в карты играл?».
Всегда говорю: «Ну и что. Это его личная жизнь и личное дело. А мы будем уважать его за литературные произведения и искать истины там».
– Какой пример детям и взрослым вы можете подать? Какой пример Вам подают дети?
– Я не знаю, подаю ли какой-то пример детям и взрослым своей жизнью, да и не хочу подавать. А вот в свои книги – рассказы и повести – пытаюсь вложить какие-то важные свои мысли и надеюсь, что читатели их «считают» сквозь слова и предложения.
Дети мне подают не примеры, а скорее ситуации для будущих рассказов и повестей. Прототипы были и у Архипа Осипова, и у Лианы Ахматовой из «Котов и зелёных дельфинов», и даже у Балахоныча из «Антициклона Таи». Но – пока не буду раскрывать всех секретов, а вот на нашей встрече – обязательно!
Друзья, поздравляю вас с наступающим Новым годом! Пусть он будет мирным, спокойным, здоровым, наполненный добрыми и мудрыми книгами.









Комментарии (0)