Майя Плисецкая – одна из самых знаменитых балерин второй половины XX века. Она подарила миру восхитительную красоту танца и яркие балетные образы. Сегодня Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака в цикле статей об искусстве рассказывает о её творческой биографии.
Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Её отец, Михаил Эммануилович Плисецкий, был дипломатом, а мать, Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая – актриса немого кино. Вся жизнь девочки была связана с балетом. Впервые она вышла на сцену, когда ей было десять лет, сыграв небольшую роль в опере «Русалка». Майя Плисецкая окончила Московское хореографическое училище и была принята в труппу Большого театра. К этому времени она уже блестяще владела техникой классического танца, но продолжала оттачивать своё мастерство, стремясь к совершенству. С первых шагов на сцене проявилась индивидуальность исполнительской манеры балерины – выразительность, страстность, динамика танца.

Необыкновенная музыкальность, пластичность и артистизм позволили балерине создавать образы и лирические, и глубоко драматические, и трагические. Репертуар Майи Плисецкой был широк, и для каждой роли она находила особые краски: её Маша из балета «Щелкунчик» очаровательная и трогательная, а Хозяйка Медной горы в балете «Каменный цветок» – грозная и властная.
Партия Одетты в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро» стала большой победой. В ней проявились образы характеров, созданные балериной: добро и зло, любовь и коварство, благородство и низменность. Движения необыкновенно гибких рук и корпуса с выражением передали плывущего лебедя и превращение девушки в лебедя.

«Я считала и считаю поныне, – писала Майя Плисецкая в своей книге воспоминаний, – что «Лебединое» – пробный камень для всякой балерины. В этом балете ни за что не спрячешься, ничего не утаишь. Балет требует выкладки всех душевных и физических сил. Каждый раз после этого балета я чувствовала себя опустошённой, вывернутой наизнанку. Силы возвращались лишь на второй, третий день».
Одна из самых ярких её партий в балете – образ умирающего лебедя. Чтобы добиться лебединой грации и изящества, Плисецкая наблюдала за птицами, пытаясь запомнить и повторить их движения. Особенно выразительными были движения рук балерины, они напоминали трепет лебединых крыльев.

Яркая артистическая индивидуальность Майи Плисецкой выросла и развивалась на традициях русской балетной школы. Содержательность и музыкальность, выразительность и техническое совершенство характеризуют её творчество как верность традициям в сочетании с новаторскими идеями. За долгие годы, проведённые на сцене, она солировала в лучших спектаклях самых знаменитых композиторов.
Майи Михайловны Плисецкой не стало в 2015 году. Она была не только гениальной балериной, но и интересным балетмейстером, ставила спектакли и отдельные танцевальные номера, снималась в кино и документальных фильмах. За свои достижения получила множество наград и званий. Майя Плисецкая первой ввела в балетную практику прыжок «кольцо» и создала свой собственный стиль танца.







Комментарии (0)