Звезда балета: 100 лет со дня рождения Майи Плисецкой

20 ноября 2025

Майя Плисецкая – одна из самых знаменитых балерин второй половины XX века. Она подарила миру восхитительную красоту танца и яркие балетные образы. Сегодня Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака в цикле статей об искусстве рассказывает о её творческой биографии.

Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Её отец, Михаил Эммануилович Плисецкий, был дипломатом, а мать, Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая – актриса немого кино. Вся жизнь девочки была связана с балетом. Впервые она вышла на сцену, когда ей было десять лет, сыграв небольшую роль в опере «Русалка». Майя Плисецкая окончила Московское хореографическое училище и была принята в труппу Большого театра. К этому времени она уже блестяще владела техникой классического танца, но продолжала оттачивать своё мастерство, стремясь к совершенству. С первых шагов на сцене проявилась индивидуальность исполнительской манеры балеринывыразительность, страстность, динамика танца.

1.jpg

Необыкновенная музыкальность, пластичность и артистизм позволили балерине создавать образы и лирические, и глубоко драматические, и трагические. Репертуар Майи Плисецкой был широк, и для каждой роли она находила особые краски: её Маша из балета «Щелкунчик» очаровательная и трогательная, а Хозяйка Медной горы в балете «Каменный цветок» – грозная и властная.

Партия Одетты в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро» стала большой победой. В ней проявились образы характеров, созданные балериной: добро и зло, любовь и коварство, благородство и низменность. Движения необыкновенно гибких рук и корпуса с выражением передали плывущего лебедя и превращение девушки в лебедя.

2.jpg

«Я считала и считаю поныне, – писала Майя Плисецкая в своей книге воспоминаний, – что «Лебединое» – пробный камень для всякой балерины. В этом балете ни за что не спрячешься, ничего не утаишь. Балет требует выкладки всех душевных и физических сил. Каждый раз после этого балета я чувствовала себя опустошённой, вывернутой наизнанку. Силы возвращались лишь на второй, третий день».

Одна из самых ярких её партий в балетеобраз умирающего лебедя. Чтобы добиться лебединой грации и изящества, Плисецкая наблюдала за птицами, пытаясь запомнить и повторить их движения. Особенно выразительными были движения рук балерины, они напоминали трепет лебединых крыльев.

3.jpg

Яркая артистическая индивидуальность Майи Плисецкой выросла и развивалась на традициях русской балетной школы. Содержательность и музыкальность, выразительность и техническое совершенство характеризуют её творчество как верность традициям в сочетании с новаторскими идеями. За долгие годы, проведённые на сцене, она солировала в лучших спектаклях самых знаменитых композиторов.

Майи Михайловны Плисецкой не стало в 2015 году. Она была не только гениальной балериной, но и интересным балетмейстером, ставила спектакли и отдельные танцевальные номера, снималась в кино и документальных фильмах. За свои достижения получила множество наград и званий. Майя Плисецкая первой ввела в балетную практику прыжок «кольцо» и создала свой собственный стиль танца.


Источники текста и фото:
Иванова Ю. Балет. Танец на кончиках пальцев : [для младшего школьного возраста : для чтения взрослыми детям] / Юлия Иванова ; художник Мария Доронина. – Москва : Настя и Никита, 2024. – 23, [1] с. : цв. ил. – (Настя и Никита ; вып. 259). – 978-3-907842-22-9.
Модестов В. Приглашение к танцу / В. Модестов // Детская роман-газета. – 2019. – № 9. – С. 22-24. : цв. ил.
Пасютинская В. М. Волшебный мир танца : книга для учащихся / Валентина Матвеевна Пасютинская. – Москва : Просвещение, 1985. – 223 с. : ил.


Комментарии (0)

Добавить комментарий
Афиша мероприятий
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Просмотреть все мероприятия – нажать на определённый месяц.
Узнать мероприятие на конкретный день – нажать на число.
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!