Тема кибербезопасности в художественных произведениях

16 февраля 2024

Национальная детская библиотека Республики Коми им. С.Я. Маршака представляет художественные произведения отечественных авторов, которые поднимают тему информационной безопасности детей и подростков. Книги, в которых сюжет так или иначе затрагивает вопросы цифровой безопасности и сетевого этикета.

vse.jpg

Подробнее о правилах безопасности в Интернете можно прочитать по ссылке.


klik.jpg klik_razv.jpg
Иваськова И. В. Три смартфона и блогер Клик / Ирина Иваськова ; художник
Елена Кураш. – Санкт-Петербург : Антология, 2022. –- 77, [3] с. : цв. ил. –
(Полоска света). – 978-5-6047428-9-1. (6+)

Как объяснить правила кибербезопасности младшим школьникам, ведь телефоны в руках у детей сегодня едва ли не с детского сада? В этой книге, кроме сказочной истории, автор поместил и полезные советы по поведению в интернет-пространстве, которые родители могут обсудить вместе с детьми.

Родители семилетних Романа и Нади соседи и друзья. Надины мама и папа – путешественники, Надя вместе с ними уже успела совершить множество походов и поездок. Ромкины родители – серьёзные учёные, которые работают дома и постоянно на связи с другими городами и странами. Шустрая Надя успевает и погулять, и почитать, и поболтать со всеми, а тихий Рома пропадает в новом телефоне, подаренном родителями. Там он нашёл себе ещё одного, кроме Нади, друга – виртуального хомяка по имени Клик, который показывал очень весёлые видеоролики.

Однажды утром Ромка не нашёл своих родителей, они пропали из реальной жизни, но обнаружились в виртуальной – в своих смартфонах. Зато на кухне мальчика материализовался тот самый хомяк Клик с сомнительными забавами.

Получится ли у Нади с Ромой вернуть родителей, захочет ли Клик вернуться обратно в интернет и сможет ли смартфон стать не опасной, а полезной игрушкой, вы узнаете из книги Ирины Иваськовой «Три смартфона и блогер Клик».


karnikova.jpg
Каретникова Е. Маршрут не построен : повести : для среднего школьного возраста / Екатерина Каретникова ; художник А. Мережникова. – Москва : Аквилегия-М, 2022. – 234, [6] с. :
ил. – 978-5-907377-32-5. (12+)
Замятина О. А. Тестовая группа : фантастическая повесть-дневник : для среднего школьного возраста / Ольга Замятина ; художник О. Кагальникова. – Москва : Аквилегия-М, 2023. – 190,
[2] с. : ил. – 978-5-907377-54-7. (12+)
Лишина О. Ф. Сияй! : [повесть : для детей среднего школьного возраста] / Ольга Лишина ; иллюстрации Елены Ремизовой. - Москва : Волчок, 2023. - 123, [3] с. - (Не прислоняться : серия повестей для подростков). - 978-5-907567-14-6. (12+)

Подростки, как правило, имеют представление о цифровой безопасности, но под влиянием эмоций и в нестандартных ситуациях могут забыть, о чём говорили и напоминали родители и учителя. Насколько можно доверять виртуальным знакомым и нужно ли делиться с родными и друзьями о том, что вам пишут в социальных сетях? Тему безопасности в Сети напрямую затрагивают две повести Екатерины Каретниковой «Маршрут не построен» и «Вирта».

Эле двенадцать лет, добрая и доверчивая девочка живёт в любящей семье и хорошо ладит с людьми. Учится играть на гитаре и общается с друзьями. Но безобидный комментарий на обычный пост в социальной сети переворачивает жизнь девочки. Незнакомый парень в ответ прислал грубое сообщение и спокойная жизнь Эли закончилась. Грубостям и угрозам не было конца. Доведённая до отчаяния, она соглашается прийти на встречу, назначенную в глубине парка. Как выйти из подобной ситуации и на чью помощь можно рассчитывать – ответ вы найдёте в повести «Маршрут не построен».

Повесть «Вирта» продолжает тему кибербезопасности. Подростки всё чаще общаются в мессенджерах, рассказывают о себе, забывая об осторожности. Катя регулярно публиковала истории и постила фотографии своего кота, а Игорь на своей странице рассуждал о книгах и старых фильмах. Катя, обидевшись на Игоря, который не поставил очередной лайк на новость, легко начинает общаться с симпатичным блондином. Стас, новый знакомый, приглашает девочку на Вирту, так называется старое русло реки Вуоксы, чтобы показать ей кота, который умеет ловить рыбу. Решив развеяться, Катя соглашается на приглашение малознакомого человека и, не сказав никому, уезжает за сто километров смотреть кота. Стас запирает Катю на даче и надолго исчезает. Девочке повезло, Игорь и случайный знакомый смогли прийти ей на помощь и трагедии не произошло. Понимание героинями своих ошибок в обеих историях напомнит подросткам о безопасности в виртуальном пространстве.


Одиннадцатилетний Костик, ученик шестого класса, скачивает на телефон игру, которой увлечены многие одноклассники и знакомые, даже малыши. Игра-страшилка носит название «Мёртвые игрушки», а её главный герой – длинная худая фигура с неприятным лицом и именем Куколка. Ребята стали замечать, что после этой игры им становится очень страшно. Костик решил прекратить игру, но тогда случилось ужасное: Куколка из виртуального мира встретился мальчику у дома. Он оказался не придуманным персонажем, а настоящим взрослым человеком и, встретившись с мальчиком в реальности, потребовал продолжения и распространения игры, угрожая, что навредит близким. Реальный Куколка в своё время не нашёл общего языка с одноклассниками и поклялся со временем отомстить им. Создав компьютерную игру, своей тестовой группой назначил детей бывших одноклассников.

Чем закончилась эта история, нужно ли давать шанс тем, с кем никто не дружит, и о каких правилах безопасности нужно помнить всегда – книга Ольги Замятиной «Тестовая группа».


В книге Ольги Лишиной «Сияй» нет прямой опасности героине от интернет-общения. Здесь причина другая – публичные высказывания. Десятиклассница Яся, Ярослава, живёт обычной жизнью: дом, школа, полная семья, подруги и он, обожаемый кумир. Яся не выпускает телефона из рук, отслеживая каждый шаг, каждое появление в эфире Кирилла, стендап-комика из группы «Четвёрка». 15-летняя влюблённая девочка нарисовала себе будущее с кумиром, которому, по её мнению, мешает только наличие у обожаемой знаменитости любимой девушки. Как справиться с ревностью? Яся нашла выход, но её неловкая, грязная тайна открылась. Что сделать, чтобы дурные слова исчезли, как отменить зло, которое совершила? Получится ли у Ярославы принять правильное решение и увидеть рядом человека, которому она небезразлична?


Другие художественные произведения, в которых затрагивается тема информационной безопасности из фонда библиотеки:

  • Барткова Н. А. Блогер из каменного века : повесть : для среднего школьного возраста / Наталья Барткова ; художник В. Темниченко. – Москва : Аквилегия-М, 2022. – 190, [2] с. : ил. – (Я плюс все). – 978-5-907377-40-0.( 12+)
  • Басова Е. В. Подросток Ашим : [повесть : для среднего и старшего школьного возраста] / Евгения Басова ; ил. Кати Толстой. – Санкт-Петербург : Гриф, 2016. –237, [2] с. : ил. – (Последний звонок). – 978-5-85388-086-3. (12+)
  • Жвалевский А. В. Типа смотри короче : [рассказы] / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. – Москва : Время, 2014. – 252, [1] с. : ил. – 978-5-9691-1151-6. (12+)
  • Замятина О. Роман с читателем : [для детей среднего школьного возраста] / Ольга Замятина ; художник Е. Гончарова. - Москва : Стрекоза, 2022. - 142, [1] с. : ил. - (Читать не вредно). - 978-5-9951-5147-0. (12+)
  • Лебедева В. Ю. Девайсы и гаджеты : [цикл рассказов для семейного чтения] / Виктория Лебедева ; [ил. Николай Данилов]. – Москва : Премудрый Сверчок, 2015. – 159 с. : цв. ил. – 978-5-906351-09-8. (12+)

Список художественных изданий по теме информационной безопасности можно найти в журнале «Школьная библиотека: сегодня и завтра».

  • Квашнина Е. Цифровые следы в жизни и в книгах / Елена Квашнина // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2023. – № 11. – С. 6-7.

Комментарии (0)

Добавить комментарий