Дискуссионная площадка по развитию библиотек «Современная библиотека: стагнация или развитие»

26 декабря 2014

24 декабря 2014 г. В Национальной детской библиотеке Республики Коми в рамках Республиканского Культурного форума, посвящённого закрытию Года Культуры в Российской Федерации, состоялась Дискуссионная площадка по развитию библиотек «Современная библиотека: стагнация или развитие». В ней приняло участие более 40 специалистов государственных и муниципальных библиотек из 16 МО Республики Коми.

DSC_1185.JPG

В ходе дискуссии были обсуждены следующие проблемы:

  • Показатели муниципального задания – расширять спектр услуг или наращивать цифры?
  • Виртуальный читатель – миф или реальность?
  • Библиотека, как «третье место»: перспективное направление развития?
  • Предлагаемая муниципальным библиотекам методическая помощь – актуальна?
  • Объединение библиотек и КДУ – выход или «развал» библиотек?
  • Необходимо ли библиотекарям специальное (библиотечное) образование?
  • Финансирование библиотек – главный фактор развития?

В ходе проведения дискуссионной площадки выработаны следующие мнения:

­ Достойным решением проблемы по качественному выполнению муниципального задания может быть только расширение спектра услуг, которое и происходит сейчас реально в библиотеках. Увеличение количественных показателей в течение длительного времени невозможно ввиду демографической ситуации в Республике Коми.


DSC_1245.JPG

­

Виртуальный читатель в библиотеках является данностью. Наличие полнотекстового электронного контента на web-ресурсах библиотек позволяет виртуальному читателю использовать необходимые материалы не выходя из дома. Это позволяет шире раскрывать фонд национальной, региональной литературы пользователям, находящимся в удалении от библиотек.

DSC_1202.JPG

­

Библиотека, как «третье место», безусловно, является перспективным направлением развития. Необходимо создать библиотечное пространство, меняющееся в соответствии с требованиями пользователей и позволяющее проводить интеллектуальный досуг, а также просветительские мероприятия – лекции, семинары, научные дискуссии, курсы изучения языков, информационной грамотности и других услуг.

DSC_1213.JPG

­

Необходимо усиление методической помощи на всех уровнях библиотечной деятельности. Развитие дистанционных форм информационно-методической поддержки: скайп-консультаций, онлайн-мастер-классов, WEB-семинаров. Для этого необходима профессиональная подготовка кадров ориентированных на специализацию библиотекаря – методиста высшей квалификации. Необходимо включить в финансирование статью расходов на повышение квалификации, которая сейчас отсутствует.

DSC_1244.JPG

­ Процесс объединения библиотек и учреждений культурно-досугового типа проходит в условиях изменения правовых и финансовых механизмов деятельности библиотек. Отрицательным следствием объединения с культурно-досуговыми учреждениями является утрата муниципальными библиотеками статуса библиотеки, изменение роли и места библиотеки в современной системе социальных институтов. Библиотека в составе КДУ постепенно теряет статус информационно-просветительского учреждения, разрушается механизм сетевого взаимодействия библиотек и методических связей. Основные базовые функции библиотеки: сохранение культуры, передача знаний, просвещение, заменяются одной – досуговой. При этом выхолащивается суть библиотечной деятельности, ее основное предназначение, а именно: содействие образованию и интеллектуальному развитию личности, повышение информированности местного сообщества и т.д. А это обеспечивается библиотечными процессами: формированием фондов, их раскрытием, ведением справочно-библиографического аппарата, информационно-библиографическим обслуживанием. Библиотеки постепенно «выпадают» из библиотечного пространства, переходят на режим и план работы досугового учреждения. Необходимо сохранение правовых и финансовых механизмов деятельности библиотеки.

DSC_1231.JPG

­

Дальнейшее развитие общедоступных библиотек возможно за счёт привлечения персонала отвечающего технологическим и информационным вызовам времени. В качестве главного определяющего аргумента при устройстве на работу должно служить качественное профессиональное (высшее или среднее специальное) библиотечное образование. Дополнительным вариантом может служить альтернатива обучения и переподготовка сотрудников имеющих другое гуманитарное образование (филологическое, психологическое).

DSC_1242.JPG

­

Финансирование остаётся одним из главных факторов развития библиотек в их технологическом развитии, внедрении информационных систем в работу с пользователями, приспособлении внутреннего пространства библиотек к современным потребностям пользователей, создания условий для безбарьерного мышления. Увеличение финансирования на комплектование литературы и информатизацию библиотек. Другим обязательным фактором развития является профессионализм библиотекаря.

DSC_1241.JPG

Участники дискуссионной площадки выражают уверенность, что культурная политика региона будет ориентирована на достижение основных позиций «Стратегии социально-экономического развития Республики на период до 2020 года» в части социального развития и повышения качества жизни населения, в том числе, и путем создания на базе общедоступных библиотек культурно-просветительских и информационных центров. Для чего необходимо пополнение библиотечных фондов, недопущение ликвидации библиотек, развертывание строительства новых библиотечных зданий и внедрение цифровых технологий.

DSC_1257.JPG

Комментарии (0)

Добавить комментарий