Составитель: ведущий психолог ГБУ РК НДБ Худоева Наталья Олеговна

B1.JPG

Кризис трёх лет характеризуется следующими симптомами:

Негативизм – это непросто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление всё делать наоборот, вопреки просьбам и требованиям старших. Ребёнок может не сделать что-то только потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и собственным интересам ребёнка. При яркой форме негативизма ребёнок отрицает всё то, что говорит ему взрослый.

Упрямство ребёнок настаивает на своём не потому, что ему этого очень хочется в данный момент, а потому, что он это потребовал. Ребёнок как бы проверяет, может ли он что то требовать и выполнят ли это требование. Упрямство следует отличать от настойчивости. Раньше ребёнок был под властью аффектов, сиюминутных желаний и настойчиво этого добивался, он был как бы очарован предметом и его к нему «тянуло», а степень настойчивости выражалась в силе, с которой ребёнок стремился к предмету, в концентрации внимания на этом предмете. Мотивом же упрямства является то, что ребёнок связан только своим первоначальным решением и ни за что не хочет от него отступать.

Строптивость – это центральный симптом для «кризиса трёх лет». От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который в данный момент побуждает к тому или иному действию, а строптивость направлена против норм поведения, установленных для ребёнка.

Своеволие – ребёнок всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему не хватает умений.

Обесценивание ребёнком личности близких. Малыш может начать обзывать мать и отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, будто они живые, отказывается играть с ними.

Деспотизм или ревность. У ребёнка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим.

3-4 года очень важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируется предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша. В этом возрасте происходит очень важный для ребёнка психический процесс это первое яркое выражение своего «Я».

b1.gif
  • Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.

В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это как бы протест ребёнка, требующего самостоятельности, переросшего те формы и нормы опеки, которые сложились в раннем возрасте.

Это сложный, но нормальный период в жизни любого ребёнка. Ребёнок овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и мы должны с пониманием и заботой относиться к маленькому человеку, который познает самого себя.

Ребёнок должен быть уверен в том, что, как бы он себя не вёл, его всегда будут любить и никогда не бросят.

Что могут сделать родители:

  • Не придавайте большего значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  • Во время кризиса оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Можно дать ребёнку «обратную инструкцию». Если это говорится с добротой, такой приём воспитания только укрепляет родительский авторитет и приводит к положительным результатам.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
  • Будьте с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Ребёнок начинает усваивать ключевые слова «надо» и «нельзя». Запретов должно быть мало, но они должны быть твёрдыми. Усугубляет кризис трёх лет отсутствие единых, последовательных требований со стороны взрослых.
  • При оценке поведения рёбенка взрослый должен фиксировать его внимание не только, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка происходит в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай» – ребёнку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить или отвлечь ребёнка, он успокоится.

Полезная литература по этой теме ждёт Вас в Маршаковке в зале «Ромашка»:

92967.jpg

Гиппенрейтер, Юлия

Поведение ребёнка в руках родителей / Ю. Б. Гиппенрейтер; худож. Г. Карасаева, М. Федоровская. – Москва : АСТ, 2014. – 127 с. : ил. - (Общаться с ребенком. Как?).

10984175.cover.jpg

Гиппенрейтер, Юлия

Чудеса активного слушания / Ю. Б. Гиппенрейтер; худож. Г. Карасаева, М. Федоровская. - Москва: АСТ, 2013.-190 с.: ил. - (Общаться с ребёнком. Как?).


За более подробной информацией по интересующему вопросу
можно обратиться лично к ведущему психологу ГБУ РК НДБ
Худоевой Наталье Олеговне.

1.jpg Запись на индивидуальную консультацию
по тел.: 28-64-44 (доб. 317)