Маршаковка рекомендует не оставлять без внимания детскую печаль

14 августа 2020

Национальная детская библиотека Республика Коми им. С.Я. Маршака продолжает исследовать детские эмоции. Предметом сегодняшнего внимания психолога Маршаковки стала печаль.

unhappy-389944_640.jpg

Изображение
PDPics с сайта Pixabay

Любая эмоция, даже такая неприятная, как печаль, несёт для нас пользу.

Иногда переживания могут быть болезненным, но, проживая печаль, появляется возможность вдохнуть счастье полной грудью, активно включиться в собственную жизнь и изменить её.

Как же печалиться «правильно» – так, чтобы этот процесс стал полезным, осветляющим жизнь, приносящим возможность радоваться и быть счастливым?

Научить ребёнка печалиться может только тот родитель, который сам умеет это делать. Так что начните с себя и дайте выход чувствам, не сдерживая слёз. Долгое избегание чувств приводит к тому, что человек словно застывает между печалью и радостью жизни – появляется ощущение, что жизнь проходит мимо.

headache-2058476_1280.png

Изображение
luisa Munoz с сайта Pixabay

К сожалению, многие дети растут с установкой, что плакать стыдно, неприлично, нельзя. Столкнувшись с осуждением, нравоучениям со стороны родителей, им приходится подавлять в себе неприятные эмоции, сдерживать слёзы, скрывать свои переживания. Растёт внутреннее напряжение, отнимающее много сил, не дающее включаться в остальные жизненные процессы (игры, обучение, спорт, способность испытывать радость). Может появиться хроническая усталость, перенапряжение, тревожность и другие неприятные феномены.

Хотите, чтобы ребёнок бежал рыдать в ваши объятия, а не сидел в углу комнаты с комом в горле?

Запомните и примите прежде всего для себя, что печаль – такое же важное «хорошее» чувство, как любое другое. Страдание, печаль – полезные процессы, ведь именно в них ребёнок принимает то, что принять сложно: утрату, установление правил, невозможность иметь что-то или что-то делать, и т. д.

Плакать полезно, в этом процессе ребёнок снимает напряжение в болезненной теме, проживает её, и она тревожит его уже в меньшей степени. После «качественного» проживания печали дети испытывают облегчение, желание активно включаться в жизненные процессы, радоваться.

Плакать важно и полезно в компании, а не в одиночестве.

В момент печалеизлевания родителям не стоит:

  • расспрашивать ребёнка о случившемся (разговоры отвлекают от важного процесса, не дают ему завершиться);
  • запрещать плакать, просить успокоиться как можно скорее, угрожать наказанием, стыдить, читать нотации и т.п., иначе в следующий раз ребёнок не доверит вам свои чувства;
  • обесценивать утраченное (сломанное, утерянное);
  • припоминать прошлые неудачи, «добивая» ребёнка.

В момент детской печали родителям стоит:

  • обнять ребёнка, если он позволяет, или просто оставаться рядом;
  • назвать чувство, состояние, в котором ребёнок находится, принять его («я понимаю тебя, тебе сейчас больно»);
  • проявлять терпение, позволить ребёнку догрустить до конца, до последней слезинки.
  • дать возможность попрощаться с утраченным;
  • обратить внимание на дыхание ребёнка (на выдохе происходит расслабление, освобождение от печали);
  • после успокоения поинтересуйтесь, есть у ребёнка желание поговорить (высказаться, пожаловаться);
  • помните о приходящих чувствах (боль, страх, тоска), они могут вызвать ощущение беспомощности. Окажите поддержку ребёнку: «я с тобой», «я, несмотря ни на что, здесь». Постарайтесь переключить его внимание на то, что осталось после потери, это послужит дальнейшей опорой;
  • утешьте ребёнка, помогите признать: то, что произошло, причинило боль, но эта боль со временем обязательно пройдёт, и станет легче;
  • проявите заботу: узнайте, в чём он сейчас нуждается, что было бы хорошо для него сейчас, что могло бы помочь восстановиться. И по возможности обеспечьте ребёнку это;
  • помогите ребёнку изменить отношение к утраченному, покажите возможность выстроить новые отношения с тем, что было дорого, не теряя этого окончательно;
  • Помогите ребёнку ощутить свободу от прошлого и открыться к новому, отыскать то, что теперь будет подпитывать ощущение жизни и станет новой ценностью.

Мы не всегда ценим в полной мере то, что имеем. Но когда теряем, сила нашей печали показывает, как дорого было то, что теперь потеряно. Такие потери и проживаемая вслед за ними печаль приводят к обновлению внутренней и внешней жизни, подталкивают к личностному росту и дают возможность обрести нечто гораздо большее.


А сейчас предлагаем вам вместе с рёбенком
отправиться на
«Острове печали».

Snimok.JPG

Здесь вы найдёте увлекательное задание, в котором вам предстоит вспомнить не только самих литературных героев, но и то, что они говорили.

✅ Скорее переходите по ссылке и отвечайте на вопросы викторины.

В комментариях оставляйте скриншот выполненного задания.


Комментарии (0)

Добавить комментарий