Психолог Маршаковки предлагает поразмышлять о движущей силе развития ребёнка

7 августа 2020

Родительская любовь является движущей силой развития ребёнка. Потребность в ней – одна из наиболее сильных и длительных. В родительской любви нуждается ребёнок любого возраста.

na-baner-2.jpg

Значит ли это, что родительской любви достаточно для того, чтобы ребёнок вырос счастливым, самостоятельным, интересующимся, активным, жизнелюбивым, уверенным, успешным, понимающим, стрессоустойчивым, способным любить?

Достаточно. Но не всё так просто.

Родительская любовь бывает разной, соответственно, и дети порой вырастают абсолютно не такими, какими хотели их видеть родители. Кроме того, родители могут любить одного и того же ребёнка неодинаково или один родитель может любить каждого из своих детей по-разному. Даже любовь одного родителя к одному и тому же ребёнку может трансформироваться, изменяться по мере его взросления или под влиянием внешних факторов.

4.jpg semya-gulyaet-po-polyu_1.jpg sGRgqyqqOBegBvTMm6mFMYmX8RRsaKa4.jpg

Давайте рассмотрим некоторые разновидности любви и попробуем разобраться, какую из них можно считать движущей силой развития ребёнка.

1. Отстраненная любовь

Формула воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребёнок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». Характерна высокая оценка ребёнка родителями, его внешнего облика, его успехов, способностей. Мягкое общение с ребёнком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, с поверхностным знанием его душевного мира. Внешнее любование ребёнком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах.

2. Отказ

Формула воспитания: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем». Характерно отстранение от проблем ребёнка, но родитель как бы издали следит за ним, при этом признаёт силу, ценность некоторых личностных качеств ребёнка. При обострении отношений такой родитель охотно прибегает к помощи общественности, стремится передоверить ребёнка школе, другим воспитательным учреждениям, обращается к врачам. В поведении родителя просматривается неосознанный призыв к тому, чтобы его оградили от «этого чудовища».

Существуют и другие формы родительской любви, но это отдельная история. В этой статье мы подробно рассмотрим силу безусловной любви.

3. Безусловная любовь

Формула воспитания: «Хочу, чтобы мой ребёнок был счастлив, и буду помогать ему в этом».


Представьте ситуацию: в момент вашего ликования, радости от успеха в каком-либо деле вы вскрикиваете «да!», начинаете хлопать или кричать «ура!», и тут к вам подходит любимый человек и говорит: «Прекрати орать! Не позорь меня перед людьми!» Что вы почувствуете?

Поддерживайте своих детей, давайте им право испытывать любые эмоции, любите их безусловно.

К сожалению, многие ошибочно уверены, что дети закатывают истерики, потому что избалованы любовью и вниманием. На деле же всё как раз наоборот. Главная профилактика истерик – любовь. Не следует бояться «приучить малыша к рукам» или думать, что детский крик и плач «развивают лёгкие».

Ребёнок борется за внимание родителей (плачет, капризничает, хулиганит и даже болеет) потому, что он испытывает потребность в близости. Не удовлетворять её, чтобы «не избаловать», всё равно, что не поить жаждущего потому, что он очень просит.

У ребёнка не будет необходимости привлекать внимание неприемлемыми формами поведения, если родители его принимают, поддерживают, слышат, адекватно реагируют на его действия, интересуются им, играют с ним, позволяют быть собой, доверяют, позволяют ошибаться. Такой ребёнок будет спокоен, уверен в себе и своём родителе. Прочный контакт и доверительные отношения с родителями дают детям лучший старт в жизни.

Что же будет, если совсем ничего не запрещать?

Дети, растущие в режиме вседозволенности, чувствуют тревогу и незащищенность. Родителю необходимо быть авторитетным взрослым. Иерархия в семье бережёт самих родителей от срывов и даёт детям чувство безопасности. Родитель, который берёт на себя ответственность за установление адекватных правил и объективных запретов, управляет ситуацией, давая ребёнку чувство уверенности и спокойствия. А если вы хотите развить в ребёнке интерес к чему-то, всегда поможет собственный пример. Не стоит удивляться, что ребёнок не читает, если он никогда не видел вас с книгой.

Помните, самое ценное, что вы можете дать своему ребёнку, – это своё время, позитивное внимание и любовь.


1029599160.jpg

*** Для более полного рассмотрения этой темы и смежных вопросов можно порекомендовать книгу Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка».


Рекомендуемая литература:

1. Рока Н. Чувства / Н. Рока. - М.: Мнемозина, 2006. - 36 с.: ил.

2. Бренифье Оскар. Что такое чувства? / Оскар Бренифье ; рис. С. Блоха. - Москва: Клевер-Медиа-Групп, 2013. – 95с.: ил.

3. Ховарт Хейди. Мама, как же ты будешь дальше любить меня? :; [иллюстратор] Дэниел Ховарт. - Астана : Фолиант, 2015. - 35 с.: ил.

4. Макбратни Сэм. Знаешь, как я тебя люблю? / рассказал Сэм Макбратни ; нарисовала Анита Джерам. - Москва: Розовый жираф, 2019. - 30 с.: ил.

5. Глиори Деби. Что бы ни случилось: [сказка в стихах: для дошкольного возраста] / Деби Глиори. - Санкт-Петербург: Поляндрия, 2016. - 25 с.: ил.


Комментарии (0)

Добавить комментарий